Русские разновидности флейты

ФЛЕЙТА

Флейта — духовой музыкальный инструмент из группы деревяных (потому, что первоначально эти инструменты изготавливались из дерева). В отличие от вторых духовых инструментов, у флейты звуки образуются в следствии рассекания потока воздуха об грань, вместо применения язычка. Музыкант, играющий на флейте, в большинстве случаев именуется флейтистом.

Русские разновидности флейты Старейшей формой флейты, по-видимому, есть свисток. Неспешно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая несложный свисток в свистковую флейту, на которой уже возможно было выполнять музыкальные произведения.

Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся главным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке. Продольная флейта, имеющая 5-6 пальцевых отверстий и способная к октавному передуванию, снабжает полный музыкальный звукоряд, отдельные промежутки в которого смогут изменяться, образуя разные лады при помощи перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, и силы дыхания и изменения направления.

Поперечная флейта (довольно часто легко флейта; итал. flauto из лат. flatus — «ветер, дуновение»; фр. flute, англ. flute, нем. Flote) — древесный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра с 5-6 пальцевыми отверстиями была известна в Китае как минимум 3 тысячи лет назад, а в японии и Индии — более двух тысяч лет назад. В Европе во время Средневековья были распространены, по большей части, простые инструменты свисткового типа (предшественницы блок-флейты и флажолета), и поперечная флейта, которая пробралась в Центральную Европу с Востока через Балканы, где до сих пор остается самым распространенным народным инструментом. Высота звука на флейте изменяется путём передувания (извлечения губами гармонических созвуков), и путём закрывания и открывания клапанами отверстий.
Русские разновидности флейты

В греческой мифологии изобретателем флейты считается сын Гефеста Ардал.
Старейшей формой флейты, по-видимому, есть свисток. Неспешно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая несложный свисток в свистковую флейту, на которой уже возможно было выполнять музыкальные произведения.
Самое раннее изображение поперечной флейты было обнаружено на этруском рельефе, что датируется ста либо двухстами годами до нэ. В то время поперечную флейту держали в левую сторону, только иллюстрация к стихотворению XI века отечественной эры, в первый раз изображает манеру держать инструмент в правую сторону.
Первые археологические находки поперечных флейт Окцидента относятся к XII—XIV столетиям отечественной эры. Одно из самых ранних изображений того времени содержится в энциклопедии Hortus Deliciarum. Не считая одной упомянутой выше иллюстрации XI века, все средневековые европейские и азиатские изображения показывают исполнителей, держащих поперечную флейту в левую сторону, в то время, как древние европейские изображения показывают флейтистов, держащих инструмент в правую сторону. Исходя из этого предполагают, что поперечная флейта в Европе временно вышла из потребления, а после этого возвратилась в том направлении из Азии через Византийскую империю.
В средние века поперечная флейта складывалась из одной части, время от времени из двух у «басовых» флейт. Инструмент имел цилиндрическую форму и имел 6 отверстий однообразного диаметра.

Что же касается продольной либо легко флейты, то еще среди духовых инструментов Старой Греции были распространены сиринга и авлос.

Авлос – древнегреческий язычковый духовой инструмент. Воображал собой несколько отдельных цилиндрических либо конических трубок из тростника, дерева, кости позднее из металла с 3-5 (позднее более) пальцевыми отверстиями.

Протяженность авлоса разна, в большинстве случаев около 50 см. Использовался опытными исполнителями для сопровождения сольного и хорового пения, танцев, на протяжении похоронных и свадебных обрядов, культовых, других ритуалов и военных, а также в театре. Правый авлос издавал высокие звуки, а левый – низкие. Данный инструмент был снабжен мундштуком и отдаленно напоминал гобой. Играть на нем пришлось тяжело, поскольку в оба авлоса необходимо было дуть в один момент. Авлос считался инструментом, тягучий мелос и чей звук больше вторых тревожит человека, побуждает в нём страстные эмоции.
Известны разные виды авлоса (бомбикс, борим, калам, гингр, ниглар, элим), сиринги (одно-, двух и многотрубчатые) и труб (сальпинга, керас и другие).

Сиринга либо сиринкс (греч. ??????) имеет два значения — неспециализированное наименование древнегреческих духовых инструментов (тросниковаых, древесных, типа флейты (продольная), и древнегреческая пастушечья многоствольная флейта либо флейта Пана.

Русские разновидности флейты Флейта Пана — это многоствольчатая флейта. Инструмент складывается из комплекта открытых с верхнего финиша тростниковых, бамбуковых и других трубочек различной длины, скрепленных жгутом и тростниковыми планками. Любая трубка издает 1 главной звук, высота которого зависит от ее диаметра и длины.
складывающаяся из нескольких (3 и больше) бамбуковых, тростниковых, костяных либо железных Трубки бывают длиной от 10 до 120 см. На громадных панфлейтах, и двухрядных, играются вдвоём. Наименование флейты Пана происходит от имени древнегреческого всевышнего Пана, – покровителя пастухов, что в большинстве случаев изображается играющим на многоствольной флейте.
Пан известен своим пристрастием к веселью и вину. Он полон страстной влюбленности и преследует нимф. в один раз козлоногий Пан влюбился в нимфу по имени Сиринга (практически свирель).

Погнался Пан за ней с целью овладеть,

Артур Вардл Флейта Пана аможет легко признаться в любви. Нимфа Сиринга бежала в страхе перед Паном и ринулась к реке Ладон. Обратилась Сиринга к собственному отцу — речному всевышнему прося спасти ее от посягательств, и перевоплотил папа ее в тростник, что от дуновения ветра издавал жалобный звук. Срезал Пан тот тростник и сделал себе из него свирель, носящую имя нимфы, а инструмент позже назвали флейтой. Пан судья и ценитель пастушечьих состязаний в игре на свирели.
Пан кроме того позвал на состязание Аполлона, но был им побежден, а у царя Мидаса – судьи этого состязания, не оценившего Аполлона, выросли в наказание ослиные уши.
Действительно, у соперника Аполлона по второй легенде было и второе имя.
Существует кроме этого легенда о Марсии — сатире, подобравшем флейту, изобретенную и кинутую Афиной. В игре на флейте Марсий достиг необычайного мастерства и, возгордясь, позвал на состязание самого Аполлона. Наглое соперничество кончилось тем, что Аполлон, играясь на кифаре, не только победил Марсия, но и ободрал с несчастного кожу.

Русские разновидности флейты Разновидностей панфлейты большое количество: сампоньа (сампоньо, она же сампони, индейская флейта— однорядная либо двухрядная); молдавский нэй (най, мускал); русские кугиклы (от «куга» — камыш), они же кувиклы, кувички; грузинская ларчеми (соинари); литовский скучудай; чипсан и пoлянъяс народа коми, в Англии — panpipes либо pan-flute и т. д. Кое-какие именуют флейту Пана свирелью.
Популяризации флейты Пана в современной европейской музыкальной культуре содействовали, в основном, румынские музыканты — в первую очередь, обширно гастролирующий начиная с середины 1970-х гг. Георге Замфир.

Кувиклы (кугиклы) — русская разновидность «флейты Пана». У русских первым обратил внимание на флейту Пана Гасри, давший очень неточное её описание называющиеся свирель либо свирелка. О кувиклах писал Дмитрюков в издании «Столичный телеграф» в первой половине 30-ых годов девятнадцатого века. в течении XIX в. в литературе иногда видится свидетельства об игре на кувиклах, в особенности на территории Курской губернии. Область распространения кувикл в Киевской Руси находится в пределах современных Брянской, Курской и Калужской областей.
Кувиклы являются набором пустотелых 3-5 трубок разной длины (от 100 до 160 мм) и диаметра с открытым верхним финишем и закрытым нижним. Инструмент данный изготавливался в большинстве случаев из стеблей куги (камыша), тростника, бамбука и т. д., дном служил узел ствола. В русских кувиклах любая дудочка имеет собственное наименование. В Курской области дудочки, начиная от громадной, именуются «гудень», «подгудень», «средняя», «пятушка» и самая маленькая «пятушка», в других областях заглавия смогут различаться. Такие заглавия разрешают исполнителям в ходе сыгрывания обмениваться репликами, подсказывающими как необходимо играться.

Репертуар ограничивается в большинстве случаев плясовыми наигрышами. При игре кто-то иногда поёт, либо чаще приговаривает текст. Хороши кугиклы в соединении с другими народными инструментами: жалейкой, свирелью, народной скрипкой.
Флейты Пана у различных народов и устроены по-различному. Значительно чаще отдельные трубочки флейты скрепляют между собой прочно. А у сампоньо они просто связаны в два последовательности, и любую трубку, вышедшую из строя, легко заменить.

Самое раннее изображение поперечной флейтыбыло обнаружено этруском рельефе, что датируется ста либо двухстами годами до нэ. В то время поперечную флейту держали в левую сторону, только иллюстрация к стихотворению XI века отечественной эры, в первый раз изображает манеру держать инструмент в правую сторону.
Первые археологические находки поперечных флейт Окцидента относятся к XII—XIV столетиям отечественной эры. Одно из самых ранних изображений того времени содержится в энциклопедии Hortus Deliciarum. Не считая одной упомянутой выше иллюстрации XI века, все средневековые европейские и азиатские изображения показывают исполнителей, держащих поперечную флейту в левую сторону, в то время, как древние европейские изображения показывают флейтистов, держащих инструмент в правую сторону. Исходя из этого предполагают, что поперечная флейта в Европе временно вышла из потребления, а после этого возвратилась в том направлении из Азии через Византийскую империю
В средние века поперечная флейта складывалась из одной части, время от времени из двух у «басовых» флейт. Инструмент имел цилиндрическую форму и имел 6 отверстий однообразного диаметра.

Русские разновидности флейты
Франсуа Буше Вакханка, играющаяся на свирели 1760 г.

В эру Ренессанса конструкция флейты мало изменилась. Инструмент имел диапазон в две с половиной октавы и более, что превосходило диапазон большинства блок-флейт того времени на октаву. Узнаваемые уникальные флейты эры Ренессанса сохраняются в музее Castel Vecchio в Вероне.

Русские разновидности флейты
Жозеф Мари Вьен. Аллегория Музыки.

Поперечная флейта употреблялась по большей части в ансамблевой игре — квартетах флейт, трио для голоса, лютни и флейты, в консортах, ричеркарах и второй музыке композиторов Аурелио Вирджилиано, Клаудио Монтеверди, Иеронима Преториуса и других.
В конце XVII века поперечную флейту начали применять при французском дворе, по большей части в составе оперного оркестра (первое потребление в опере Люлли «Исида» 1667), и прошло определённое время, пока поперечная флейта получила бoльшую популярность.
В начале XVIII века в Германии, Англии, Италии оказалось всё больше исполнителей на духовых инструментах, сначала по большей части гобоистов, после этого и флейтистов.
В 1718 ? 1719 гг. композитор и знаменитый флейтист Иоахим Кванц жаловался на скудность репертуара для поперечной флейты. С 1700 года во Франции печатались сборники пьес и сюит для флейты соло и с сопровождением басо континуо, композиторов Жака Отеттера, Мишеля де ля Барра, Мишель де Монтеклера и других.
Начиная с 1725 года, показались сонаты и трио-сонаты, и другие произведения для флейты французских композиторов Жозефа Буамортье, Мишеля Блаве, Жан-Мари Леклера и других. Представители итальянского барочного стиля этого периода, такие как Арканжелло Корелли, Франческо Верачини, Пьетро Локателли, Джованни Платти, писали сонаты, где поперечная флейта могла быть заменена скрипкой либо блок-флейтой.
Во второй половине 20-ых годов XVIII века Антонио Вивальди стал первым композитором, опубликовавшим концерты для поперечной флейты, за ним последовали— Г. Ф. Телеман, Д. Тартини, а позднее Пьер-Габриэль Бюффардэн, Мишель Блаве, Андре Гретри, К. Ф. Э. Бах.
Первые важные трансформации в конструкцию флейты внесла семья Оттетеров в конце XVII века. Жак Мартин Оттетер поделил инструмент на три части: головку, тело (с дырочками, каковые закрывались конкретно пальцами) и колено, на котором, в большинстве случаев, размешался один либо более клапанов.

Потом большая часть поперечных флейт XVIII столетия складывались из четырёх частей — тело инструмента было поделено пополам. Оттетер кроме этого поменял сверление инструмента на коническое, дабы улучшить интонацию между октавами.
Владея более экспрессивным звучанием и высокими техвозможностями, поперечная флейта скоро вытеснила продольную (блок-флейту) и к концу XVIII века заняла прочное место в инструментальных ансамблях и симфоническом оркестре.
В конце XVIII века к поперечной флейте прибавляют всё больше клапанов — в большинстве случаев от 4 до 6, и более. Серьёзные новшества в конструкцию поперечной флейты того времени внесли Иоганн Иоахим Кванц и Иоганн Георг Тромлиц.
Во времена Моцарта поперечная флейта с одним клапаном всё ещё являлась самый распространённой конструкцией инструмента.

Русские разновидности флейты
Адольф фон Мензель Концерт для флейты в исполнении Фридриха Великого в Сансусси 1852 г.

Ответственным центром развития флейтовой школы того времени стал Берлин, где при дворе Фридриха II, что сам был незаурядным композитором и флейтистом, поперечная флейта купила особое значение. Благодаря неугасающему интересу монарха к его любимому инструменту, показались на свет многие произведения для поперечной флейты Иоахима Кванца (педагога Фридриха и придворного композитора), К. Ф. Э. Баха (придворного клавесиниста), его сына и Франца Фридриха Бенды, Карла Фридриха Фаша и другие.

Во второй половине XVIII века в стиле пост-барокко и раннего классицизма для флейты писали Иоганн Христиан Бах, Игнац Плейель, Франсуа Девьен, Иоганн Стамиц, Леопольд Хофман, Франц Хофмайстер.
К шедеврам этого периода относятся произведения В. А.Моцарта, что написал для флейты Концерты ре и соль мажор, концерт для арфы и флейты до мажор, 4 квартета и пара ранних сонат, и Серенада для флейты, альта и скрипки Людвига Бетховена.

В начале XIX века к конструкции поперечной флейты прибавляли всё больше клапанов, поскольку музыка для инструмента становилась всё виртуознее и дополнительные клапаны облегчали выполнение тяжёлых пассажей. Во Франции самый популярна была поперечная флейта с 5 клапанами, в Англии с 7 либо 8 клапанами, в Германии, Италии и Австрии существовало громаднейшее количество разных совокупностей в один момент, где количество клапанов имело возможность доходить до 14 штук и более, а совокупности назывались именами их изобретателей: «Мейер», «флейта Шведлера», «совокупность Циглера» и другие.

Флейтист Теобальд Бём придал поперечной флейте современный вид. Его новшества отличались от бессчётных вторых тем, что он поставил во главу угла объективные параметры и акустические исследования звука, а не удобство исполнителя. Флейта совокупности Бёма не сходу отыскала отклик среди исполнителей — чтобы перейти на новую совокупность необходимо было полностью переучивать аппликатуру и не все готовься на такую жертву. Многие осуждали и звук инструмента.
Между 1832 и 1847 Бём усовершенствовал инструмент, что с того времени уже довольно мало изменился. Он ввёл следующие самые важные новшества:
1) расположил громадные пальцевые отверстия в соответствии с звуковыми правилами, а не удобствами выполнения; 2) снабдил инструмент совокупностью колец и клапанов, помогающей закрывать все отверстия; 3) применял цилиндрический канал ветхих времен, но с параболической головкой, что улучшило интонацию и выровняло звучание в различных регистрах; 4) перешёл на применение металла для того чтобы, что если сравнивать с древесным инструментом усилило блеск звучания.
Во Франции инструмент приобрёл популярность стремительнее других государств, по большей части по причине того, что доктор наук Парижской Консерватории Луи Дорюс стал преданным её популяризатором и преподавал на ней в консерватории. В Австрии и Германии совокупность Бёма не приживалась весьма долго. Флейтисты горячо отстаивали собственные пристрастия к той либо другой совокупности, появлялись бессчётные дискуссии и споры о преимуществах и недостатках.

В начале XIX века репертуар поперечной флейты пополнился произведениями Карла Черни, Иоганна Гуммеля, Игнаца Мошелеса. Особенное место в репертуаре этого времени в собственности бессчётным произведениям Фридриха Кулау, которого именовали флейтовым Бетховеном.

К шедеврам романтического стиля во флейтовом репертуаре относятся Вариации на тему «Засохшие цветы» Франца Шуберта, Соната «Ундина» Карла Райнеке, и его концерт для флейты с оркестром (написанный композитором в начале XX столетия в преклонном возрасте). Известны кроме этого ранние произведения для флейты Фредерика Рихарда и Шопена Штрауса.

Флейтовый репертуар XIX столетия господствуют виртуозные салонные произведения композиторов-флейтистов — Жан-Луи Тюлу, Джулио Бриччальди, Вильгельма Поппа, Жюля Демерссмана, Франца Допплера, Чезаре Чиарди, Антона Фюрстенау, Теобальда Бёма, Иоахима Андерсена, Эрнесто Кёлера и других — написанные авторами по большей части для собственных выступлений. Появляется всё больше виртуозных концертов для флейты с оркестром — Вилема Блодека, Саверио Меркаданте, Бернарда Ромберга, Франца Данци, Бернарда Молика и других.

Русские разновидности флейты
Роберт Штерл Флейтист в Петергофе 1908 г.

В двадцатом веке флейта делается одним из самых востребованных инструментов в музыке. Большая часть флейтистов перешли на совокупность Бёма, не смотря на то, что другие системы время от времени виделись впредь до 1930-х годов. Большая часть флейт всё ещё производились из дерева, но железные инструменты начали покупать всё громадную популярность.

Русские разновидности флейты
Willie Was Different

Большой уровень исполнителей французской флейтовой школы, таких как Поль Таффанель, Филипп Гобер, Марсель Моиз, а позднее Жан-Пьер Рампаль, делает Францию кузницей шедевров и флейтовым центром флейтового репертуара.
В первой половине XX столетия произведения для флейты пишут композиторы, представители французского импрессионизма в музыке и их последователи — Эдгар Варез, Клод Дебюсси, Габриэль Форе, Анри Дютийё, Альбер Руссель, Франсис Пуленк, Дариус Мийо, Жак Ибер, Артур Онеггер, Сесиль Шаминад, Лили Буланже, Жорж Ю, Эжен Бозза, Жюль Муке, Джордже Энеску и другие.

Во второй половине XX века опять появился интерес к поперечным флейтам барочной конструкции, многие исполнители начали специализироваться на аутентичном выполнении барочной музыки на уникальных инструментах.

Русские разновидности флейты
Баженов Сергей. Забытая мелодия 2009 г.

Флейта совсем завоёвывает сердца больших композиторов различных стилей и стран, друг за другом появляются шедевры флейтового репертуара: сонаты для флейты и фортепиано Сергея Прокофьевa и Пауля Хиндемита, концерты для флейты с оркестром Карла Нильсена и Жака Ибера, и другие произведения композиторов Богуслава Мартину, Франка Мартэна, Оливье Мессиана. Пара произведений для флейты написали отечественные композиторы Эдисон Софья и Денисов Губайдулина.

ФЛЕЙТЫ ВОСТОКА

Ди(от старокитайского хэнчуй, хэнди — поперечная флейта) — древний китайский духовой инструмент, поперечная флейта с 6 игровыми отверстиями.

Русские разновидности флейты

Как правило ствол ди изготавливается из бамбука либо тростника, но видятся ди, выполненные из вторых пород дерева а также из камня, значительно чаще нефрита. Вблизи закрытого финиша ствола находится отверстие для вдувания воздуха, рядом с ним — отверстие, прикрытое узкой тростниковой либо камышовой плёнкой; 4 дополнительных отверстия, расположенных около открытого финиша ствола, помогают для подстройки. Ствол флейты в большинстве случаев перевязывается нитяными кольцами, покрытыми тёмным лаком. Метод игры такой же, как и на поперечной флейте.

Сперва считалось, что флейта была завезена в Китай из Средней Азии между 140 и 87 г. до н. э. Но, на протяжении недавних археологических раскопок были обнаружены костяные поперечные флейты возрастом около 8000 лет, очень схожие по конструкции с современными ди (не смотря на то, что и без характерного заклеиваемого отверстия), что свидетельствует в пользу догадки о китайском происхождении ди.
Легенда гласит, что Жёлтый император приказал своим сановникам сделать первую флейту из бамбука.

Существуют ди двух родов: цюйди (в оркестре музыкальной драмы жанра «кунцюй») и банди (в оркестре музыкальной драмы жанра «банцзы» в северных провинциях). Разновидность флейты без заклеиваемого отверстия именуется мэньди.

Сякухати(кит. чи-ба) — продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая во время Нара (710-784). Существует около 20 разновидностей сякухати. Стандартная протяженность — 1,8 японского фута (54,5 см) — выяснила само наименование инструмента, поскольку «сяку» — значит «фут», а «хати» — «восемь». Согласно одной из версий, сякухати ведет собственный происхождение от египетского инструмента саби, проделавшего продолжительный путь в Китай через Ближний Восток и Индию.
Первоначально инструмент имел 6 отверстий (5 в первых рядах и 1 сзади). Позднее, по всей видимости, по примеру пришедшей кроме этого из Китая во время Муромати продольной флейты сяо, модифицированной в Японии и ставшей известной как хитоёгири (дословно — «одно колено бамбука»), она приняла современный вид с 5-ю пальцевыми отверстиями.
Для изготовления сякухати употребляется комлевая часть бамбука сорта мадакэ (Phyllostachys bambusoides). Средний диаметр трубки — 4–5 см, и в трубка практически цилиндрическая. Протяженность зависит от строя ансамбля кото и сямисэна. Отличие в 3 см дает отличие в высоте звучания на полтона. Стандартная протяженность в 54,5 см употребляется для сякухати, играющейся сольные композиции. Для улучшения качества звучания мастера с опаской покрывают изнутри бамбуковую трубку лаком, как и флейту, применяемую в гагаку, в театре Но. Пьесы стиля хонкёку секты Фукэ (сохранилось 30-40 пьес) несут в себе идеи дзэн-буддизма. Хонкёку школы Кинко применяет репертуар фукэ сякухати, но придает манере их выполнения больший артистизм.

Русские разновидности флейты Практически в один момент с возникновением сякухати в Японии зарождается представление о сакральности музыки, исполняемой на флейте. Предание связывает ее чудотворную силу с именем принца Сётоку Тайси (548-622). Выдающийся госдеятель, престолонаследник, деятельный проповедник буддизма, создатель исторических первых комментариев и сочинений к буддийским сутрам, он стал одной из самых авторитетных фигур в японской истории. Так, в письменных источниках раннего средневековья говорилось, что, в то время, когда принц Сётоку по пути храм на склоне горы играл на сякухати, на звуки флейты спустились небесные феи и танцевали. Сякухати из храма Хорюдзи, находящаяся сейчас в постоянной экспозиции Токийского национального музея, считается тем неповторимым инструментом принца Сётоку, с которого начался путь сакральной флейты в Японии. Сякухати упоминается кроме этого в связи с именем буддийского священника Эннина (794-864), что изучал буддизм в танском Китае. Он ввел сопровождение сякухати на протяжении чтений сутры, посвященной Будде Амида. Согласно его точке зрения, голос флейты не только украшал молитву, но с чистотой и большей проникновенностью высказывал ее сущность. Жукоай. Фея флейты в красном

Новый этап в формировании традиции сакральной флейты связан с одной из самых выдающихся личностей периода Муромати Иккю Содзюном (1394-1481). Поэт, художник, каллиграф, религиозный реформатор, проповедник и эксцентричный философ, в конце судьбы настоятель наибольшего столичного храма Дайтокудзи, он оказал действие фактически на все области культурной жизни собственного времени: от чайной церемонии и дзэнского сада до театра Но и музыки сякухати.
Звук, согласно его точке зрения, игрался громадную роль в чайной церемонии: шум закипающей воды в котелке, постукивание венчика при взбивании чая, бульканье воды, — все было призвано создавать чувство гармонии, чистоты, почтения, тишины. Та же воздух сопутствовала и игре на сякухати, в то время, когда человеческое дыхание из глубины души, проходя через несложную бамбуковую трубку, становилось дыханием самой жизни.
В собрании стихов, написанных в хорошем китайском стиле Кёунсю (Собрание сумасшедших туч), пронизанном образами музыки и звука сякухати, философией звука как средства пробуждения сознания, Иккю пишет о сякухати как о чистом голосе вселенной: Играясь на сякухати, видишь невидимые сферы, во всей вселенной лишь одна песня.

Приблизительно В первую очередь XVII в. взяли хождение разные истории о преподобном Иккю и флейте сякухати. Одна из них говорила, как Иккю вместе с другим монахом Итиросо удалился из Киото и поселился в хижине в Удзи. В том месте они срезали бамбук, сделали сякухати и игрались. В соответствии с другой версии, некоторый монах по имени Роан жил в уединении, но дружил и общался с Иккю. Поклоняясь сякухати, одним дуновением извлекая звук, он достиг просветления и присвоил себе имя Фукэдося либо Фукэцудося (следующий по пути отверстий и ветра) и первенствовал комусо (букв. пустоты и монах небытия). Флейта, на которой, по преданию, игрался наставник, стала национальной реликвией и находится в храме Хосюнъин в Киото. Первые сведения о странствующих монахах, играющих на флейтах, относятся к первой половине XVI в. Они именовались монахами комо (комосо), другими словами монахи соломенной циновки. В поэтическом творчестве XVI в. мелодии неразлучного с флейтой странника уподоблялись ветру среди весенних цветов, напоминая о бренности судьбы, а прозвище комосо начало записываться иероглифами ко — пустота, небытие, мо — иллюзия, cо — монах. XVII в. в истории японской культуры стал новым этапом в истории сакральной флейты. Повседневная деятельность монахов комусо была сконцентрирована около игры на сякухати. Утром настоятель в большинстве случаев игрался мелодию Какурэйсэй. Это была пьеса пробуждения, с которой начинался сутки. Монахи планировали около алтаря и выполняли мелодию Тёка (Утренняя песнь), по окончании чего начинались их дневные работы. В течение дня они меняли игру на сякухати, сидячую медитацию дзадзэн, занятия воинскими искусствами и схиму нищенствования. Вечером, перед тем как опять приступить к дзадзэн, звучала пьеса Банка (Вечерняя песнь). От каждого монаха потребовали, дабы он как минимум несколько дней в месяц ходил просить подаяние. На протяжении последнего из перечисленных послушаний — странствия для милостыни — игрались такие мелодии, как Тори (Проход), Кадодзукэ (Перекресток) и Хатигаэси (Возвращение чаши — тут имелась в виду чаша для подаяния). В то время, когда в пути виделись два комусо, они должны были воспроизвести Ёбитакэ. Это был необычный призыв, исполняемый на сякухати, что означал Зов бамбука. В ответ на приветствие необходимо было сыграть Укэтакэ, суть которого — принять и подхватить бамбук. По дороге, хотя остановиться в одном из храмов собственного ордена, рассеянных по всей стране, они игрались пьесу Хиракимон (Отворение врат) чтобы их разрешили войти на ночь. Все ритуальные пьесы, моления о подаянии, исполняемые на сякухати, кроме того те произведения, каковые, думается, более были похожим развлечения монахов, были частью дзэнской практики, именуемой суйдзэн (суй — дуть, играть на духовом инструменте).

Среди самые крупных явлений японской музыки, повлиявших на формирование тоновой совокупности хонкёку, направляться назвать музыкальную практику и теорию буддийских песнопений сёмё, практику и теорию гагаку, позднее традиции дзи-ута, сокёку.
XVII-XVIII вв. — время повышения популярности сякухати в муниципальный среде. Разработанность игровой техники обеспечила возможность воспроизведения на сякухати музыки фактически любых жанров. Она начала использоваться для выполнения народных песен (минъё), в светском ансамблевом музицировании, к XIX в., совсем вытеснив смычковый инструмент кокю из самый распространенного ансамбля того времени санкёку (кото, сямисэн, сякухати).
Сякухати имеет разновидности:

Гагаку сякухати — самая ранняя разновидность инструмента.
Тэмпуку — от хорошей сякухати ее отличает пара другая форма ротового отверстия.
Хитоёгири сякухати (или легко хитоёгири) — как показывает ее наименование, изготовляется из одного колена бамбука (hito — один, yo — колено, giri — озвонченное kiri, срезать).
Фукэ сякухати — яркий предшественник современной сякухати.
Бансури, бансри (Bansuri) — индийский духовой инструмент, существует 2 вида: хорошая поперечная и продольная флейта, употребляется в Северной Индии.
Изготавливается из бамбука либо тростника. В большинстве случаев имеет шесть отверстий, но была тенденция к применению семи отверстий — для правильности интонирования и увеличения гибкости в высоких регистрах. Раньше бансури виделся лишь в народной музыке, но сейчас взял распространение в хорошей музыке Индии. Подобный инструмент, распространённый в Южной Индии — Venu.

Русские разновидности флейты Змеиная флейта (Serpent Flut) — индийский духовой язычковый инструмент из двух трубок (одна — бурдонная, вторая — с 5-6-ю игровыми отверстиями) с резонатором из дерева либо из сушеной тыквы.

На змеиной флейте в Индии играются странствующие заклинатели и факиры змей.
При игре используется постоянное, так именуемое перманентное (цепное) дыхание.

Блеур либо Гамбу — индонезийская продольная флейта со свистковым устройством.
Изготавливается в большинстве случаев из тёмного дерева, украшена резьбой (в этом случае в виде дракона), имеет 6 игровых отверстий. Употребляется как сольный и ансамблевый инструмент.

Малазийская флейта — продольная флейта в виде дракона, со свистковым устройством.
Изготовляется из красного дерева. Используется при культовых церемониях, для усмирения духа дракона — священного, почитаемого в Малайзии существа.

РУССКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ ФЛЕЙТЫ

Рожок — русский двуствольный духовой инструмент, род продольной флейты.Первые письменные свидетельства о рожке появляются лишь во второй половине XVIII в. в описаниях музыкальных инструментов Тучкова, Штелина и Гасри. В них рожок предстаёт как обширно распространённый, исконно русский инструмент: «Орудие это чуть ли не самими русскими изобретённое».

Звук рожка, по словам Штелина весьма сильный и пронзительный, употребляется пастухами не только в работе, но и «в кабаках для веселения», и «в лодке для сопровождения пения гребцов». В первый раз детально рожок изучен Н. Приваловым, после этого продолжили изучение традиций Б. Смирнов, К. Бромлей. Нельзя исключать, что наименование «рожок» закрепилось за инструментом в более позднее время, и что в ранних письменных источниках он скрыт называющиеся «труба».

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем финише имеется маленький раструб, на верхнем вклеенный мундштук. Неспециализированная протяженность рожка колеблется от 320 до 830 мм. Мундштук вырезают в форме небольшой чашечки, а нижний финиш ствола — в виде конического раструба.

Русские разновидности флейты Изготовляют рожок из березы, клена либо можжевельника. По утверждению музыкантов, лучшими звуковыми качествами владеют можжевеловые рожки. В прошлом их выделывали тем же методом, что и пастушеские рога, другими словами из двух половин, скрепленных берестой; на данный момент их вытачивают на токарном станке.
Звук у рожка сильный, но мягкий. Извлечение звука на инструменте достаточно тяжело. Диапазон рожка больше октавы. Существуют 2 типа рожка: для сольной и ансамблевой игры.
Разновидности инструмента именуются в народе «визгунок» и «бас» и «полубасок».

Венецианов А.Г. Пастушок с рожком. 1820г. .Рожечные наигрыши подразделяются нажанровые разновидности: сигнальные, песенные, плясовые и танцевальные.

Занимательна история хора рожечников под управлением Николая Васильевича Кондратьева из Владимирской области. В хоре Н. В. Кондратьева было 12 рожечников. Он дробил их на три группы. Одна выполняла высокие подголоски, вторая — главную мелодию в среднем регистре. Нижние подголоски игрались на басовых рожках.
Исполнители в хоре рожечников были простые пастухи, незнающие музыкальную грамоту, потому любой из музыкантов должен был быть ещё и композитором, мочь разрабатывать данную ему тему не выходя из пределов неспециализированного ансамбля. Данный хор совершил бессчётные поездки по разным городам России и с громадным успехом выступал на Интернациональной выставке в Париже в 1884.

Русские разновидности флейты Свирель— русский двуствольный духовой инструмент, род продольной флейты. Один из стволов имеет в большинстве случаев длину 300—350 мм, второй — 450—470 мм. В верхнем финише ствола — свистковое устройство, в нижней части — по 3 боковых отверстия для трансформации высоты звуков. Свирель представляет собой несложную древесную дудку. На одном финише её имеется свистковое устройство в виде «клюва», а на середине лицевой стороны вырезаны различное количество игровых отверстий.

Двойная свирель (двойница, двойчатка) складывается из двух однотипных дудок неравномерной длины. Любая дудка имеет свистковое приспособление для вдувания воздуха и по три игровых отверстия. В большинстве случаев громадную дудку держат в правой руке, малую — в левой.

Изготавливается свирель из дерева, имеющего мягкую сердцевину: бузины, ивы, черемухи, время от времени из крушины, орешника, клёна, ясеня либо черёмухи. Сердцевина вывертывается тоненькой палочкой либо выжигается раскаленной проволокой. Один финиш дудки срезывается наискось, недалеко от отверстия отщепляется тоненький язычок и после этого по длине дудки прорезывается от 4 до 8 отверстий. Время от времени такие дудки делают из камыша, ягеля, коровки.

По преданию, на свирели игрался сын славянской богини любви Лады — Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы. Русская свирель ещё не хватает изучена. Эксперты в далеком прошлом пробуют соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими заглавиями. Чаще всего летописцы употребляют три заглавия инструментов для того чтобы типа — свирель, цевница и сопель.

Русские разновидности флейты
Вячеслав Евса Вечерняя флейта.

Слово «свирель» более древнее, чем «сопель», потому, что оно видится в общеславянском языке и, следовательно, существовало еще в эру, предшествовавшую разделению этого языка на восточную, западную и южную ветви. Но относилось ли такое наименование к инструменту определенного вида сообщить тяжело: в старой Руси «свирцом», «свирянином» именовали исполнителя на любом духовом инструменте, не считая трубы и рога — «трубачея». На раскопках Старого Новгорода в 1951-1962 годах найдены две свирели. Одна из них, датируемая финишем XI в., имеет ширину 22,5 см. и 4 игровых отверстия. Вторая свирель относится к началу XV в., она имеет длину 19 см. и лишь 3 игровых отверстия.
Н.И.Привалов закрепил наименование «свирель» за парной флейтой, по причине того, что так именовался данный инструмент на Смоленщине — главном районе его бытования. Одинарную свирель при таких условиях именуют «сопелью».

Русская народная флейта \


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: