Сознание — социальное явление, высшая форма отражения мира

В старой философии под сознанием понимался некоторый внутренний мир человека (душа), играющий особенную роль в его жизни, — как самопознания и орудие познания. Считалось, что тело смертно, а душа бессмертна. Демокрит разглядывал душу как сочетание особенных — чувствительных атомов. Платон в первый раз поделил все сущее на два мира — мир вещей (неподлинный мир) и мир идей (настоящий мир). По его убеждению, идеи являются источником (демиургом) всех материальных вещей и их разнообразия.

В средние века господствовала бытия человека и религиозная картина мира в нем. Потому, что человек надеялся якобы сотворенным Всевышним (Безотносительной личностью)’по подобию и образу его, то и сознание воспринималось как искра и дар Божья, пылинка вечного божественного пламени. Надеялось, что душа несравненно лучше и значимее тела, поскольку она олицетворяет собой высокое и идеальное, идущее от Всевышнего. Так, Аврелий Августин подчеркивал, что сияние духа бросче луны, звезд а также самого Солнца. Душа, по определению философа, — это разумная субстанция, приспособленная для управления телом.

Для философии ренесанса был характерен пантеизм как своеобразное мировоззрение, и исходя из этого одушевленность трактовалась как свойство всей природы (Д.Бруно, Н.Кузанский и др.).

В Новое время сознание человека довольно часто рассматривалось как некое вместилище знаний, власти познания и инструмент природы над ней (Ф.Бэкон и др.). В философии данной эры существовало представление о том, что мир духа и мир природы являются двумя совсем равноправными и самостоятельно существующими субстанциями мира — вещественной и духовной. Таковой взор, именуемый дуализмом, развивал, например, узнаваемый французский философ Р.Декарт.

В отличие от дуализма, французские материалисты XVIII в. исходили из тезиса о том, что сознание — это особенного рода функция людской мозга, благодаря которой человек отражает внешний мир. Мозг есть носителем данной функции, и с его смертью погибает и сама душа. Утверждать, что душа будет чувствовать, мыслить, мучиться по окончании смерти тела, — все равно, что утверждать, что разрушенные на тысячу кусков часы смогут звонить и отмечать время, — так рассуждал об этом П.Гольбах.

В философии Г.Гегеля сознание предстало в другом качестве — как некое вечное первоначало (полная мысль), которое лежит в базе всего сущего и творит мир из самого себя, из собственного содержания. Гегель применил деятельности и принципы историзма при изучении сознания. Оно рассматривалось им как продукт активной духовной деятельности человека в рамках конкретной исторической ее культуры и эпохи.

В XIX в. в хорошем марксизме взяла развитие социоцен-тристская трактовка сознания — как отражение человеком мира публичных взаимоотношений. Надеялось, что оно вторично и выяснено влиянием социальной среды, культуры и конкретно-исторического времени.

Во второй половине того же века на волне всплеска естественных наук взял распространение пошлый (неотёсанный, упрощенный) материализм (Л.Бюхнер. К.Фогт и др.). В нем сознание отождествлялось с физиологическими процессами, каковые протекают в мозгу человека. Сознание — это, якобы, функционирование мозгового вещества как особенного рода жидкости, уровень качества которой зависит от состава пищи. Соответственно, в пошлом материализме был выдвинут тезис: Человек — это то, что он ест.

В двадцатом веке теория сознания была значительно обогащена З.Фрейдом, что создал учение о бессознательном. Австрийский ученый выделил в структуре психики человека три слоя: Оно, Я и Сверх-Я. Бессознательное (Оно)—это кипящий котел влечений и инстинктов, самый глубинный пласт психики. Это начало (в первую очередь — в виде полового инстинкта) не поддается разумному самоконтролю человека, проявляя себя спонтанно и неосознанно. По Фрейду, бессознательное — это ночная часть психологической судьбе человека, которая недоступна для ясного, дневного взора на нее.

В отечественной философии и естествознании солиднейший вклад в психики и научную теорию сознания внесли такие ученые, как И.М.Сеченов, В.М.Бехтерев. И.П.Павлов. Они изучили физиологические базы психологической деятельности человека, отмечали особенную роль мозга как материального носителя сознания. Позднее в этом направлении деятельно трудились С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский и другие ученые. Сознание рассматривалось ими как социальный феномен, активное отражение публичных взаимоотношений на протяжении предметной деятельности человека. Пробуя раскрыть сложный духовный мир человека, русская религиозная философия (И.А.Ильин, Б.П.Вышеславцев и др.) обращалась к изучению феномена сердца как некоего глубинного центра духовности человека, загадочному и непостижимому извне. По словам Вышеславцева, каждое его биение имеет духовное значение, оно — орган и источник творчества, свободы и света, место человека и встречи Бога.

С позиций современной науки, сознание — это верховная форма (метод) психологического отражения окружающего мира, свойственная человеку как социокультурному существу. Возможно кроме этого сказать, что сознание есть свойством функционирующего мозга, которое содержится в эмоционально-волевом и чувственно-рациональном отражении объективной действительности. Это отражение носит деятельный, целенаправленный, обобщенный и оценочный темперамент, воображая собой единство мирочувствия и мировидения. В собственной действительности сознание выступает как поток образов внешнего мира, существующих во внутреннем (духовном) мире человека и являющихся нужным условием его предметно-практической деятельности.

К вышесказанному о сущности и природе сознания добавим, что оно есть субъективным образом объективного мира, достоянием индивида. На его базе формируется определенное отношение человека к окружающему миру и к вторым людям. Сознание — это неизменно и самосознание, т.е. выделение человеком себя из остального мира, осмысление им смысла и содержания собственной жизни, постановка целей собственной деятельности. Сознание включает в себя и бессознательное, играющееся своеобразную роль в жизни человека. Ядром же сознания есть знание, которое несет в себе разнообразные научные и ненаучные сведения об окружающем мире.

Сознание — это человеческий метод отражения, основанный на целенаправленном и систематическом получении, применении и осмыслении разнообразных знаний о мире. Источниками сознания являются окружающий человека мир (явления и природные процессы, со-циокультурная среда), личный духовный опыт, и деятельность мозга. С позиций собственной структуры сознание является единством психологических свойств, состояний и процессов, в которых представлен окружающий мир. Эта структура включает в себя:

~ ощущения, представления и восприятия, несущие в себе несложную данные о внешнем мире;

~ субъективные психотерапевтические переживания, в которых выражено отношение к миру (радость, скорбь, восхищение и т.п.);

~ понятия, иные формы и идеи логической (рациональной) деятельности, каковые обобщают опыт отражения;

~ ценностные определения окружающего мира, т.е. восприятие его с позиций значения для человека.

Структура сознания, так, являет собой единство чувственно-эмоционального и понятийно-рационального начал. Это единство закреплено дихотомией людской мозга — наличием в нем двух полушарий (левое и правое), каковые различаются по своим функциям.

Какими же чертями (природой) владеет сознание? Отвечая на данный вопрос, мы выделим следующие моменты.

Первое. Как утверждают естественнонаучная философия и наука, сознание вторично. Это указывает, во-первых, что оно имеется итог долгой эволюции совершенствования форм и живой природы отражения в ней. С возникновением его мозга и человека природа при помощи человека взяла возможность мыслить и выяснять саму себя. Во-вторых, чувства сознания (и содержание ощущения, образы, мысли и т.д.) обусловлено действием внешнего мира, забрано у него на протяжении активной практики человека. В этом смысле сознание, являясь миром идей и чувств, как бы не имеет собственной истории, потому, что вплетено в поток времени и деятельности человека. Оно неизменно конкретно-исторично, т.е. конкретно зависит от содержания и характера эры. Говоря об этом, возможно для примера сравнить сознание первобытного дикаря и сознание современного человека: расстояние будет огромного размера. Вторичность сознания порождает многообразие его типов в разные эры истории . В философском сознании это проявляется в наличии многих типов мировоззрения (космоцентризм, теоцентризм, пантеизм и др.) как способов теоретического мышления и бытия (образов) человека и картин мира в нем.

Второе. Сознание социально, т.е. формируется и проявляет себя лишь в рамках совместной деятельности людей. По словам К.Маркса, сознание сначала имеется публичный продукт и остается им, пока по большому счету существуют люди. Правоту этого тезиса подтверждает история с известным литературным персонажем Робинзоном Крузо из романа британского писателя Д.Дэфо. Дабы сохранить собственный человеческий вид (в социальном и духовном смысле), Робинзону пригодился Пятница как соратник в его жизни. Факт социальной обусловленности природы сознания подтвердили и известные испытания со слепоглухонемыми детьми, каковые проводились в 70-е годы в Столичном госуниверситете под управлением советских ученых А. И. Мещерякова. С. И.Соколянского и Э.В.Ильенкова.

Третье. Сознание субъективно, т.е. его характеристики во многом определяются личными качествами человека как субъекта духовной судьбы (возраст, пол, социальный статус, имущественное положение и др.). Все это деятельно воздействует на стиль мышления, особенности восприятия мира (к примеру, типы темперамента), на соотношение эмоционального и рационального в появляющихся образах. Сознание — это та действительность, которая существует лишь в нас и лишь вместе с нами, а не независимо от нас. Оно постоянно является обобщением собственного опыта индивида, его страданий, огорчений и радостей. Ф. М.Достоевский высказал вследствие этого глубокую и увлекательную идея о том, что страдание имеется духовности человека рождения и единственная причина сознания. Страдание (от распрей, от любви, от смерти, от одиночества и т.д.) может пройти, но выстраданное в жизни остается с человеком окончательно и присутствует в его духовном опыте.

Четвертое. Сознание — это неизменно деятельность, в этом случае — рефлексивная (отражательная). В собственной действительности отражение человеком внешнего мира требует напряжения не только физических, но и духовных сил — сердца органов и работы чувств, разума человека, переосмысления и осмысления накопленного опыта. Сознание, как рефлексия, существует в различных формах— в форме науки, религии, философии, искусства и т.д.

Пятое. Сознание имеет предметно-практическую природу. Как мы знаем, людскую идея нереально заметить ни в один микроскоп, пускай кроме того и идеальный: в нем нет ни грана вещества. Но сознание все же всегда проявляет себя в продуктах и актах деятельности человека. Оно обнаруживает себя в ходе опредмечивания, т.е. превращения субъективной действительности в действительность объективную, материальную. Опредмечивание — это воплощение человеком собственного Я методом создания нового, предметного мира на протяжении практики в разных ее формах. В этом еще небывшем мире сознание и угасает, переходя в иную — вещественную форму. Так происходит создание человеком другого мира— мира культуры. Наоборот, на протяжении распредмечивания человек извлекает опыт и тот смысл, что как бы запрятан в предметах (к примеру, в книгах), отлился в них.

Сознание — это не только знание о мире, но и боль о мире, страдание человека по нему, переживание его*.(* У Н.А.Заболоцкого сообщено об этом языком поэзии: Для чего, покидая вечерние рощи,/ Ты сердце мое разрываешь на части?/Я болен тобою, а было бы несложнее / Расстаться с тобою, уйти от напасти.) Оно имеется не только инструмент познания, но и тяжесть, бремя креста. Сознание не разрешает человеку выйти из мира, равнодушно отвернуться от него. Оно несет с собой грусть и тоску о мире, открывает трагизм существования человека в нашем мире, его неизбежную смерть. Но так как без него нет любования и радости познания миром, нет жизненной мудрости. Вот из-за чего возможно заявить, что сознание и оказывает помощь, и мешает жить человеку.

Что касается неприятности происхождения сознания, то наукой доказан факт его формирования по мере становления социальной формы перемещения материи (общества). Появление сознания было подготовлено эволюцией форм судьбы на Земле. Но, по-видимому, нельзя не учитывать и факторы космического характера. Такая идея проводится, например, в работе 77. Тейяра де Шардена Феномен человека. В ней философ высказал идея о том, что в рамках так называемой космической магистрали появились элементы сознания, сформировались психика и жизнь, показался некоторый Дух Почвы. В этом смысле материя и имеется, по Тейяру, мать духа, а сам дух —это высшее состояние материи.

Попытки растолковать происхождение сознания действием естественных обстоятельств имелись еще в старой философии, к примеру, -у Демокрита. Он полагал, что это происходило под влиянием в первую очередь коллективного образа судьбы людей, применения и изготовления ими огня и орудий труда. Сознание формировалось в силу социальной потребности т е потребности людей в дальнейшем совершенствовании и выживании общества.

Упор на познание сознания как продукта эволюции делали французские материалисты XVIII в. По их убеждению, человек — это как бы идеальнейшие часы, а мозг есть их наиболее значимым механизмом. Мозг отшлифован не только природой, но и социальным опытом людей, их публичным воспитанием. Благодаря накоплению и языку знаний человек стал способен к публичной судьбе и превратился в самое идеальное живое существо.

Одним из первых, кто постарался растолковать сам процесс формирования сознания был Г.Гегель. Согласно его точке зрения, оно появляется на протяжении деятельности людей методом присвоения ими содержания безотносительной идеи как некоего общего Духа. Данный тезис германский философ раскрывал на примере взаимоотношений между его господином и рабом. Раб делает вещи а господин только потребляет их. В итоге раб формируется как человек’и обретает власть над вещами а также… над господином, поскольку потребительский образ судьбы господина ведет его к духовной деградации. В следствии господин теряет собственные человеческие качества, а раб получает их, среди них и развивая собственный духовный мир, сознание.

Ф. Энгельс в собственной работе Роль труда в ходе превращения мартышки в человека развил так именуемую происхождения сознания и трудовую теорию антропогенеза как высшего цвета материи. В качестве наиболее значимых он выделил следующие моменты этого очень долгого процесса.

В первую очередь, на протяжении естественной эволюции человека сформировались биологические (природные) предпосылки сознания. К числу таковых Энгельс отнес прямохождение, высвобождение руки для манипуляций предметами, наличие и достаточный объём мозга наглядно-образного (элементарного) мышления. Под действием потребности человек обучился трудиться — изготавливать орудия труда и целенаправленно использовать их для трансформации окружающей природы. На протяжении труда человек начал получать знания и сведения о внешнем мире. По убеждению Энгельса, разум человека развивался по мере того, как человек научался трудиться и преобразовывать природную среду. Более того, все психология человека и органы чувств также обязаны труду как собственному отцу. По сути дела, труд и создал человека как существо разумное, мыслящее.

По мере совместной деятельности и эволюции первых людей начала возникать обращение (сначала в виде жестов и языка мимики) как процесс общения людей. Сформировался язык. воображающий собой сложную совокупность знаков (вторую сигнальную совокупность, по определению И. П..Павлова), носитель информации об окружающем мире. Язык — это метод выражения людской мысли, ее передачи и сохранения вторым людям. Являясь телом мышления {Г.Гегель), он так же стар, как и само сознание.

В собственном произведении Ф.Энгельс сделал вывод о том, что членораздельная речь и коллективный труд явились движущими силами и основными причинами становления и возникновения людской сознания. Им была отмечена кроме этого и значительная роль вторых факторов — приручения огня, потребления мясной пищи, несложных нравственных норм в поведении людей.

Что касается религии, то в ней вопрос о происхождении сознания решается в общем контексте человека возникновения и объяснения мира в нем мировоззренческой с данной позиции.

природа сознания и Социальная сущность, о которых нами было сообщено выше, проявляет себя в первую очередь в его функциях. Как главную, направляться выделить познавательную функцию. С ее помощью происходит формирование человеком совершенных образов окружающего мира, создается картина этого мира, осуществляется самопознание.

Целеполагающая функция предполагает выработку человеком идеалов и целей собственной деятельности, прогнозирование будущего, создание его картин и образов, время от времени кроме того иллюзорных, утопических. Предвосхищая итог деятельности, цель (то, для чего, по определению Аристотеля) определяет действия и поступки людей, оказывает помощь планировать их.

Регулятивная функция свидетельствует, что его продукты и сознание (эмоции, идеи, совершенства и др.) деятельно воздействуют на отношения между социальными группами и людьми. Тем самым сознание как бы вторгается в публичную судьбу и присутствует в ней. Идеи становятся, по выражению К.Маркса, материальной силой, если они овладевают весами людей и высказывают их интересы.

Сознание представляет собой кроме этого метод трансляции (передачи) социального опыта людей на протяжении их совместной деятельности. Это происходит в форме способов и знаний мышления, правил и приёмов деятельности.

природа сознания и Социальная сущность состоит кроме этого и в том, что его субъектом есть человек, действующий не в одиночку, а коллективно — как публичное существо. Человек формирует собственный сознание только по мере включения в мир культуры, что есть хранителем и воплощением совокупного опыта человечества. Вот из-за чего одиночество и самоизоляция человека — это неизменно отрыв от импульсов и тех истоков, каковые питают его духовный мир. Сознание многолико: оно неизменно обращено к прошлому, настоящему и будущему бытия человека.

Ярким носителем сознания есть отдельный человек (индивид). В собственной действительности мышление так как постоянно существует лишь как личное мышление многих миллиардов прошедших, будущих людей и настоящих. Духовный мир индивида неповторим, загадочен, а часто и вовсе не поддается разгадке. Человеческий череп, — писал в связи в этим К.Маркс, — имеется неприступная крепость. Вот из-за чего нельзя не сообщить об социальной роли и особой сложности воспитания, поскольку к каждому воспитуемому нужно отыскать и применить личный подход, учитывать его жизненный опыт, другие обстоятельства и состояние души.

И все же сознание отдельных людей благодаря языку делается достоянием всего общества. При таких условиях формируется публичное сознание — совместные формы отражательной деятельности, некоторый коллективный разум в разных его формах (наука, религия, мораль, мастерство и др.). Публичное сознание имеет весьма сложную структуру и есть очень активным причиной исторического и культурного процесса.

Раскрывая особенности сознания как людской метода отражения мира, требуется выделить следующее.

В первую очередь, сознание человека предполагает наличие понятийного мышления. Оно представляет собой опосредованное и обобщенное отражение мира, дающее человеку знание о значительных сторонах, взаимосвязях и свойствах предметов этого мира. Мышление — это оперирование понятиями. Под понятием же понимается идея, которая отражает неспециализированные и главные (значительные) показатели явлений и предметов мира, что выражается посредством слов, к примеру — стол, дерево, человек и т.д. У человека процесс мышления есть довольно независимым видом деятельности а также профессией (ученые, писатели и др.). Разум человека — это, по словам Э. Фромма, свойство попадать через данную нам в ощущениях поверхность явлений и постигать за ней сущность. Как раз благодаря разуму человек видит, конечно же, дальше кроме того самого зоркого орла. Он видит, по причине того, что может думать кроме того о процессах и невидимых мирах. Видит, по причине того, что открывает то, что скрыто от наблюдения и не лежит на поверхности — внутренние процессы, закономерности и законы вещей и т.д. Человек видит на большом растоянии еще и вследствие того что ему оказывают помощь в этом идеальные технические устройства, к примеру, другие приборы и электронный микроскоп и устройства.

Процесс отражения у человека носит, как отмечалось нами выше, целеполагающий темперамент. Это выражается в способности вырабатывать цели как совершенные образы объектов собственной практической деятельности. Благодаря сознанию человек достигает собственных целей сознательно, т.е. посредством знаний о явлениях и предметах. В собственной голове человек может иметь не только мысленный образ настоящего, но и картину будущего, что в какой-то мере оказывает помощь ему уберечься от действий вслепую, способом ошибок и проб. К.Маркс писал об этом следующее:

Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой собственных восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый нехороший архитектор от наилучшей пчелы сначала отличается тем, что, перед тем как строить ячейку из воска, он уже выстроил ее в собственной голове. В конце процесса труда получается итог, что уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и собственную сознательную цель, которая как закон определяет характер и способ его действий и которой он обязан подчинять собственную волю.

В отличие от животных, у человека изменяется сам темперамент отражения. Так, разумеется, что психика животных ориентирована на обеспечение приспособительной деятельности по отношению к внешней среде. Наоборот, сознание человека нацелено, в основном, на обслуживание преобразовательной деятельности. Из науки же как мы знаем, что темперамент деятельности определяет и темперамент отражения. Учитывая предметно-практический темперамент деятельности человека, принято вычислять, что его сознание носит деятельный и творческий темперамент. Оно конкретно участвует в процессах преобразования мира человеком. В этом смысле, говоря словами В.И.Ленина, сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его.

Названное нами творчества и свойство активности свидетельствует да и то, что посредством сознания человек формирует не только мир неестественных материальных вещей. Он творит кроме этого мир идей и образов, среди них и таких, которым в конечном итоге нет ничего, что соответствует (к примеру, образ и идея Всевышнего). Будучи активным и творческим (творящим), сознание время от времени может как бы отлетать от настоящей действительности. В следствии оно порождает фантастические, иллюзорные образы, иллюзии и заблуждения (к примеру, образ русалки, колдуньи и т.п.). Все это имеется как бы галлюцинации, искажения отражательного процесса, каковые время от времени обретают кроме того массовый темперамент (к примеру, коммунистическая мысль в XIX —XX вв.). Очевидно, эти формы сознания имеют под собой естественные и разнообразные обстоятельства.

Специфичность сознания как особенного мира духа вовсе не свидетельствует его полную (полную) противоположность материи как мира вещей. Такое противопоставление вероятно только в мыслях, в рамках серьёзного философского вопроса о материи и соотношении сознания. В самой же действительности и на протяжении предметно-практической деятельности человека это противопоставление вряд ли оправдано. материя и Сознание всегда переходят приятель в приятеля (к примеру, при создании произведений искусства план мастера воплощается в материале, а материал тем самым как бы одухотворяется), резкие границы между ними отсутствуют. Эти границы условны и подвижны, не так четко выражены, как это подчеркивалось в философском идеализме {Платон, Г.Гегель и др.).

|| Материя и СОЗНАНИЕ. ПОНЯТИЕ СОВЕРШЕННОГО В ФИЛОСОФИИ

Раскрывая материи и соотношение сознания, направляться сообщить об особенной роли мозга в отражении человеком окружающего мира. Появление мозга было одной из наиболее значимых предпосылок формирования сознания. Человеческий мозг представляет собой очень сложную структуру, которая координирует психологическую деятельность индивида. Деятельность мозга — это физиологическая база сознания. Сам же мозг есть продуктом долгой биологической и социальной эволюции человека. Каждое из двух его полушарий несёт ответственность за те либо иные психологические функции: левое — за рациональное мышление, а правое — за образное восприятие мира. Что еще известно современной науке о мозге?

Мозг новорожденного весит около 350, у взрослых людей — около 1300 — 1400 граммов. А вот мозг В. И. Ленина имел вес 2004 грамма. Эта сложнейшая структура вещества вмещает в себя около 40 — 50 миллиардов клеток (нейронов), любая из которых имеет контакты приблизительно с 10 тысячами собственных соседей. В простой жизни функционирует всего лишь около 15 % клеток, а остальные составляют необычный резерв. Обычный мозг способен вместить в себя данные, равную по собственному количеству приблизительно 500 Английским энциклопедиям, которая складывается из 33 томов. Сеть нейронов людской мозга приблизительно в 1500 раз сложнее всей телефонной сети земного шара. Значительно отличается женский мозг от мужского: у первого более развито правое полушарие, и исходя из этого дамам в основном свойственно образное восприятие мира, интуиция и чувственно-эмоциональные реакции на окружающую реальность.

Но мыслит все же не мозг, а сам человек при помощи мозга. Мозг — это всего лишь орудие для мышления. В естествознания и истории философии время от времени высказывались идеи о якобы независимости сознания от мозга, а психологического — от физиологического, как бы обособленного их существования. В этом случае речь заходит о концепции психофизического параллелизма, взявшей некое распространение в XVIII — XIX вв. (Г.Лейбниц и др.). В конце XIX в. физиологии и успехи биологии подготовили землю для раскрытия настоящих механизмов сознания. Русскими учеными И.М.Сеченовым, И.И.Мечниковым, И.П.Павловым было создано учение о физиологических базах людской психики, ее рефлекторной (отражательной) природе. Было распознано и убедительно продемонстрировано, что психологическое и физиологическое являются два уровня (верховный и низший) в деятельности мозга. Психика человека зависит и от его физиологии (к примеру, его наследственные эти), и от социальной среды (темперамент деятельности, уровень судьбы, отношения в семье и т.д.).

В XX столетии на волне поразительных достижений научного прогресса были созданы электронно-счётные автомобили (ЭВМ) и компьютеры, каковые способны делать весьма многие сложные умственные функции человека. Вследствие этого начал дискутироваться вопрос о том, вероятен ли так называемый ИИ, кибермозг. Сможет ли машина мыслить? Не в состоянии ли она заменить со временем самого человека? На эти вопросы возможно дать таковой краткий ответ.

Само собой разумеется, ЭВМ и компьютеры способны делать весьма многие операции, причем несравненно стремительнее человека. (В 1997 г. в Японии была создана ЭВМ, совершающая 300 миллиардов операций в секунду. В том же году робот одержал победу в игре с мировым чемпионом по шахматам Г. Кас-паровым). Но все же умная машина ни при каких обстоятельствах не сможет заменить человека, и дело тут вот в чем. Во-первых, машина постоянно работает по программе, которая создана и заложена в нее человеком. Машина неизменно — это так как некая схема-шаблон, и ей не характерно творчество, т.е. создание принципиальной новизны. Во-вторых, машине, в отличие от человека, не свойственно чувственно-эмоциональное отношение к окружающему миру. Она не знает фантазии и воображения, любви либо бешенства, она не может волноваться, другими словами — у нее нет сердца. Машина, пускай кроме того и весьма идеальная, только копирует и имитирует процесс людской мышления, но отнюдь не делает его всецело. Она всего лишь орудие человека, и потому она ниже его, она находится (и обязана пребывать) во власти собственного Создателя. Очевидно, все сообщённое не отменяет громадного значения неприятности человек—компьютер. Она имеет не только практическое, но и мировоззренческое значение.

При раскрытии природы и сущности сознания довольно часто употребляется понятие совершенное. В философии оно имеет пара другой суть, нежели в обыденной жизни и мастерстве, где под совершенным в большинстве случаев принято осознавать изящности и степень совершенства вещей и творений человека.

В первый раз неприятность совершенного была обозначена Платоном в его учении о мире идей как некоей творческой силе. Позднее эта тема была обстоятельно осмыслена в творчестве Г.Гегеля. В философском идеализме совершенное в большинстве случаев рассматривается как духовная творец и основа (демиург) всего сущего.

В современной научной философии совершенное воспринимается как субъективная действительность, создаваемая человеком посредством собственного сознания и воображающая собой своеобразный метод существования вещей — в форме их образов. Это понятие раскрывает неповторимую творческую природу человека, его свойство создавать новый мир, в отличие от уже существующей действительности. Совершенное имеется как бы иное бытие (второе, новое бытие) материи, ее перевоплощённая (поменянная) форма, которая создана посредством сознания. Образно говоря, совершенное — это двойник, помощник материи, ее нематериальная копия. По определению К. Маркса,.. .совершенное имеется не что иное, как материальное, пересаженное в людскую голову и преобразованное в ней*.(* Термин пересаженное тут направляться осознавать как отраженное, а преобразованное — как представленное и существующее в людской голове в форме образов, понятий и т.п.)

Мир совершенного включает в себя эмоции и ощущения, воображение и фантазию, представления и понятия, идеи, идеал и т.д., каковые ориентированы на творческую деятельность человека. Совершенное являет собой чувственные и мысленные образы, созданные человеком и отражающие внешний мир. Оно содержит в себе не только образы того, что уже имеется. Совершенное включает в первую очередь образы того, что необходимо человеку. В этом смысле прав В.И.Ленин, говоря, что человеческое сознание …не только отражает объективный мир, но и творит его. Неудивительно, что в структуре совершенного особенную роль играется идеал как необычный пример, верховная цель, которая призвана выводить человека за рамки его повседневного существования, преодолевать наличное бытие в порыве созидательного творчества.

Совершенное — это продукт природной и социальной организации человека, его духовно-практической деятельности. Работы упомянутых нами выше психолотов А. И. Мещерякова и С.И. Соколянского продемонстрировали, что совершенное формируется лишь в обществе и на земле деятельности, а не есть прирожденным свойством человека. (Один из воспитанников этих ученых — А.В.Суворов — удачно окончил МГУ, защитил диссертацию профессора психологии ). Главным условием его формирования возможно только активное приобщение человека к духовно-практической деятельности, к миру культуры как воплощению совокупного опыта человечества. Без этого человек останется всего лишь кандидатом в люди, т.е. неразвившимся существом, неким придатком дикого природного мира.

Совершенное есть крайне важным элементом сущностных, творческих сил человека. С возникновением мира духа появились принципиально иные источники развития мира, до сих пор в природе не существовавшие. В итоге предстоящая эволюция материального мира (в пределах Почвы) под действием человека неспешно стала приобретать высокий динамизм и управляемый характер, а сам человек превратился из стихий и раба обстоятельств в творца нового — неестественного мира.

Понятие совершенного раскрывает человеческое сознание с позиций результатов отражательного процесса, каковые отлиты в те либо иные формы — в идеи, образы, представления. Что же касается часто употребляемого в философии понятия сознательность, то оно в этом случае характеризует человека иначе. В частности — с позиций его способности функционировать фактически и творить мир со знанием дела. В противном случае говоря, сознательность свидетельствует разумность действий человека, наличие в этих действиях рациональной компоненты (сознательность гражданина, сознательные поступки и т.п.). Наоборот, отсутствие сознательности указывает на непредсказуемость и стихийность, неразумность в действиях людей, в совокупном историческом ходе. Сознательность — это показатель того, как люди способны осуществлять контроль собственную деятельность посредством знаний об окружающем мире. Неприятность сознательности имеется, так, неприятность превращения сознания человека в настоящую и активную силу совокупного социально-культурного и исторического процесса.

Итак, обладание сознанием характеризует человека как существо, талантливое функционировать в нашем мире разумно и творчески. Сознание формирует нужные предпосылки для самоутверждения человека как существа познающего и деятельного. Сознание — это единство дара, обретения и бремени человека.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

1. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. — М., 1994.

2. Дубровский Д. И. Неприятность совершенного. — М., 1983.

3. Иванов А. В. мышление и Сознание. — М., 1994.

4. Ильенков Э.В. культура и Философия. — М., 1991.

5. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков людской интеллекта. —М., 1983.

6.Кутырев В.А. С опаской, творчеством/Вопросы философии. 1994. № 7, 8.

7.ЛеонтьевА.Н. Избранные психотерапевтические произведения. —М.. 1983.

8. Лурия А. Р. сознание и язык. — М., 1979.

9. Мамардашвили М.К. Сознание как философская неприятность//Вопросы философии. 1990. № 10.

10. Симонов П. В., Ершов Л.М., Вяземский Ю.Л. Происхождение духовности. — М., 1989.

11. Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в отыскивании истины собственного бытия. — М., 1989.

12. Спиркин А.Г. самосознание и Сознание. — М., 1972.

13. Фрейд Ф. Психология бессознательного. — М., 1989.

14. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.

15. Энгельс Ф. Диалектика природы. Статья Роль труда в ходе превращения мартышки в человека// Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. — Т. 20.

Бармашова Т.И. Сознание как верховная форма отражения действительности


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: