Стив маттин, главный дизайнер автоваза («автосреда»)

Стив маттин, главный дизайнер автоваза («автосреда»)

Чуть больше двух лет Стив Маттин есть главным дизайнером АВТОВАЗа. Серийных машин с новым видом мы пока не заметили, но ожидать осталось не так продолжительно.

Какими будут будущие «Лады»? И как проходит процесс их создания?

Разговариваем с одним из самых влиятельных дизайнеров в автомире, трудившимся ранее на Mercedes и Volvo, а сейчас несущим ответственность за внешний вид LADA.

— С чего начинается процесс разработки вида автомобиля, в случае если тот разрабатывается «с нуля»? Как приходит мысль?

— Нет однозначного ответа на данный вопрос. Как дизайнер, я приобретаю воодушевление от любого источника, будь-то дизайн продуктов, мода, архитектура либо сама природа. Я постоянно держу глаза открытыми, подмечаю различные моменты, текстуры, цвета.

Неизменно и везде. Само собой разумеется, дизайнерской команде LADA принципиально важно знать и видеть, что делают и другие производители. Во-первых, убедиться, что мы делаем что-то хорошее от того, что получается и остальных.

Но наряду с этим необходимо осознать, подхватить новые тренды в автомобильной индустрии.

Что я увидел, в то время, когда приехал в Россию – это страна, полная контрастов. Во всех качествах, во всех формах судьбы около: совсем различные города, климат, окружающая среда, муниципальный ландшафт, природа.

Тёплые температуры, холодные – везде контраст. И я пробовал в будущей ДНК LADA создать такую же форму контрастов. Простые чистые поверхности со скульптурными элементами. жёсткие линии и Мягкие поверхности.

Комбинация с архитектурными формами. Еще очень важная подробность для любого дизайнера – осознать не сильный и сильные стороны бренда.

И само собой разумеется, попытаться создать что-то, что относится как раз к бренду.

— Какие конкретно тогда сильные стороны у бренда LADA?

— В случае если сравнить LADA с другими марками, забрать, к примеру, компанию Mercedes-Benz, где я трудился раньше, у них достаточно занятное наследие. И у них имеется постоянство в разработке ДНК.

У LADA для того чтобы нет. По причине того, что имеется 45 лет истории, но машины выходили на рынок в полностью различное время и не имели неспециализированной ДНК. Кое-какие машины выпускали в течение 40 лет, и только в последние пара лет начали появляться новые модели.

У «Лады» не было единого языка дизайна, да и дизайн ни при каких обстоятельствах не был частью русского культуры, как было, к примеру, в скандинавском дизайне, в германском. Приехав ко мне, я желал представить LADA в будущем, как она будет смотреться.

— Что серьёзнее в дизайне авто: удобство либо красота? Чем из этого вы бы пожертвовали в пользу второго?

— Зависит от того, что вы имеете в виду: экстерьер либо интерьер? В случае если мы говорим об интерьере, то, само собой разумеется, крайне важна эргономика, все должно быть многофункциональным. Ненужно создавать прекрасный интерьер, если вы не имеете возможность руководить рулем либо дотянуться до кнопок.

Необходимо отыскать баланс, компромисс между функциональностью, красивым дизайном и формой. Прекрасный дизайн обязан функционировать и обязан соответствовать вторым требованиям.

В то время, когда дело доходит до экстерьера, красота делается более серьёзной, по причине того, что речь заходит о скульптурности и о рельефе. То, что вы делаете на боковине кузова, очень сильно не воздействует на эргономику автомобиля.

Т.е. в этом замысле у вас больше свободы, вместе с тем большое количество ограничений касательно законодательных правил, каковые определяют довольно много моментов производственной разработке.

В то время, когда я создаю дизайн автомобиля, я постоянно думаю о том, что то, что я создаю, должно нравиться мне. Само собой разумеется, это должно быть создано, первым делом, для потребителя, но и дизайнера должно устраивать.

Мы постоянно сражаемся и ищем баланс: что есть самым практичным и что есть самым лучшим с позиций дизайна. В случае если делать все практичным, у вас коробка окажется. Никто не захочет брать квадратную машину. Возможно, это весьма практично, но это выглядит некрасиво.

А вдруг так, то кто же это приобретёт?

Сейчас мы реализовываем автомобили не только из-за привлекательной цены. В случае если возвратиться на 10 лет назад – соперников у LADA особо-то и не было.

Но в случае если посмотреть на рынок сейчас, то вы заметите, что собственную долю рынка у «Лады» пробуют забрать и все китайские торговые марки, и другие производители, а также германские марки переходят в более дешёвые сегменты. Так что для «Лады» цена сейчас не должна являться единственным решающим причиной.

— Как сложно дизайнеру сделать недорогую и наряду с этим прекрасную машину? Так, дабы она смотрелась дороже, чем стоит в действительности?

— Да, это один из самых сложных вызовов. И это самый занимательный момент. Вот из-за чего я дал согласие приехать ко мне. Я разрабатывал машины из премиальных и средних сегментов.

Но в том месте всегда были ограничения: ожидания от бренда. По причине того, что уже существовал язык, ДНК дизайна. Тут, на АВТОВАЗе, у LADA для того чтобы не было.

Я думаю с другой возможности. Вы не только смотрите на прямых соперников для вдохновения и сравнения.

Необходимо наблюдать на все сегменты. И в то время, когда дело доходит до рельефа, это не обязательно стоит громадных денег.

Возможно создать дешёвый автомобиль, что будет, однако, привлекательным. Пропорции, линии, рельеф, графика, подробности.

Приехав ко мне, я думал о будущем и начинал с чистого страницы. Само собой разумеется, учитывая все ограничения по цене, ожидания и просьбы потребителей, маркетинг, дорожные условия. Было весьма интересно, по причине того, что конкретно не было выяснено то, как как раз обязан смотреться автомобиль.

Я привык делать эксклюзивные, дорогие машины, но с приездом в Россию моя работа не изменилась. Я создаю привлекательный дизайн, даже в том случае, если автомобиль находится в более низком ценовом сегменте.

Это и есть самым увлекательным.

Бренд LADA сильно изменяется с позиций дизайна. Это значит, что потребителям мы предложим что-то полностью второе.

Сохраняем надежду, что им это понравится, и что это будет конкурентоспособным.

— С чего начинается ваш рабочий сутки?

— Вхожу в офис, снимаю куртку и сходу выхожу, по причине того, что потом направляться заседание за заседанием, нон-стоп. Но мой рабочий сутки – это неизменно динамика, по причине того, что дел довольно много. Я не только руковожу, я передаю собственный опыт.

Само собой разумеется, ввожу трансформации: работа с матмодельщиками, с пластилинщиками, обсуждение стратегии, заседания с дизайнерами, финансистами, с группой планирования. Обсуждение отделки, тиснений, материалов, цветов.

Все отличается в зависимости ото дня, но это неизменно весьма интересно. Скучно не бывает ни при каких обстоятельствах!

— Приветствуются ли споры в студии дизайна LADA?

— Само собой разумеется. У дизайнера неизменно должна быть собственная точка зрения. Все создают собственную креативную идею.

И если вы спросите 10 различных дизайнеров, у них у всех должно быть собственный вывод. В случае если любой формирует собственный автомобиль, они все будут различаться. Это не разногласия, это как раз различные точки зрения.

Время от времени что-то получается лучше, что-то хуже. Моя работа содержится в том, дабы растолковать, что есть тем самым «лучше» либо «хуже». Направить людей, разглядеть их точку зрения, передать собственные идеи, каковые я считаю верными. Научить.

Само собой разумеется, в случае если дизайнер поделится своим мнением, я его выслушаю. Но это различный уровень опыта. У нас имеется отличие во мнениях, а дизайн содержится в создании различных идей. Моя работа через данный процесс дать дизайнерам как возможно больше свободы и креативности.

И направлять их , пока мы не сделаем финальный выбор. Отличие во мнениях – это прекрасно.

В противном случае бы у нас все дизайнеры делали одно да и то же.

— Под вашим управлением создаются полностью новые модели LADA. А хотелось бы вам что-то поменять в сейчас продающихся «Ладах»?

— Каждая машина проходит фазу фейслифта, если она находится на рынке в течение нескольких лет. Я желал бы поменять большое количество моментов в этих LADA, но моя работа – не поменять все без исключение в текущем производстве, а создавать будущее.

— Грядущий Столичный автосалон – что нового представит бренд LADA? Это будут концепты либо серийные модели?

— В 2012 мы продемонстрировали концепт XRAY, что было крайне важным шагом для нас, как для бренда. Дать представление о том, как марка LADA будет развиваться в будущем. Мы продемонстрировали, как может смотреться передняя часть автомобиля, продемонстрировали первые идеи ДНК и нового языка дизайна LADA.

Представили кроссовер, посмотрев в новый сегмент, объявив, что как бренд, мы не только сохраняем модельный последовательность, что у нас имеется на данный момент, мы его развиваем. Это начало, но история длится. В будущем покажется первый автомобиль с чертами XRAY.

С позиций дизайна, воплощение нового стиля в серийных моделях в большинстве случаев занимает 4 года. Так что первый серийный автомобиль LADA с новым ДНК и с новым языком дизайна покажется в 2015 году.

Грядущий автосалон будет крайне важным для нас, поскольку отечественный главный рынок – это соседние страны и Россия. Я пока не могу поведать вам о отечественных экспонатах, но немного открою тайну – 2014 год для нас кроме того более ответственный, чем 2012-й, в то время, когда мы продемонстрировали XRAY.

Придется подождать, но это того стоит, не пропустите.

— АВТОВАЗ проводит разные конкурсы по дизайну LADA: и для специалистов, и для любителей. В случае если сказать о любителях, может ли какая-то увлекательная мысль быть реализована при разработке серийного автомобиля?

— Мы трудимся достаточно близко со студентами. Крайне важно отыскать и оказать помощь желающим развить собственный креативный талант в будущем. Само собой разумеется, они любители на этом этапе. В последние два года АВТОВАЗ проводил проекты с различными университетами и российскими школами.

Два конкурса прошли в Москве, совместно со Строгановкой и МАМИ. По результатам конкурса, что мы делали с МАМИ, мы взяли на практику одного из студентов и в течение шести месяцев он принимал участие в отечественных текущих проектах. на данный момент он занимается собственной дипломной работой с нами.

Да, мы время от времени включаем в отечественную работу студентов. Мы их обучаем, помогаем в карьере, включаем в процесс.

Если они смогут предложить хорошую идею на этом этапе, мы будем это применять. Из последнего – дизайн-конкурс, что проходил в сети (на официальной странице на данный момент Вконтакте, — Ред.).

Довольно много идей было представлено, причем не всегда хороших. Время от времени мы видели копии XRAY, каковые легко перемасштабированы. Время от времени какие-то вовсе сумасшедшие идеи. Время от времени это был легко тюнинг. Отечественная работа – не брать все идеи и просто их внедрять.

Это не цель и для конкурсантов. Цель – разрешить им выразить себя.

— Вы посещали музей АВТОВАЗа? Видели ли вы прошлые модели LADA, ветхие концепты?

Как оцениваете их дизайн?

— Да, я был в музее. Но не обязательно ходить в музей, дабы видеть машины LADA, поскольку фактически целый модельный последовательность – за все годы! – и сейчас ездит по Тольятти. В Москве это не верно заметно, в том месте не так много «Лад».

Я не оцениваю в чистом виде прошлое. Мы создаем революцию в дизайне и определяем, каким будет будущее.

В «Мерседесе» было по-второму. В том месте такая важная история, так много машин-икон, имеется постоянная стратегия, так много потрясающих машин, что вы машинально связываетесь с этим.

— на данный момент в Российской Федерации очень популярны кроссоверы. Будет ли АВТОВАЗ развивать это направление?

— Об этом мы заявили, в то время, когда сделали XRAY. SUV – очень важный сегмент, в особенности для России, ввиду практичности из-за состояния дорог. И мы будем в этом сегменте представлены. На будущие кроссоверы LADA сильное влияние окажет какое количество.

Это не означает, что мы выпустим копии концепта, но на серийных машинах вы заметите весьма заметную сообщение с ним. XRAY по большому счету воздействует на все проекты, над которыми мы на данный момент трудимся.

Форма «икса» на передней части перейдет на остальные модели. Плюс хватит рельефная боковина.

Вы заметите, это будет внедрено на новых машинах LADA. Это часть стратегии, часть языка дизайна.

— Каким вы видите имидж марки LADA сейчас и в будущем.

— Предстоит еще большое количество работы по имиджу LADA. Так же было с Volvo – от любви до неприязни один ход. Самое простое, что я могу сделать для трансформации имиджа марки – дизайн. Вспомните, какую реакцию мы взяли по окончании презентации XRAY.

Все что было у LADA до него – это как сравнивать тёмное с белым. XRAY – полностью вторая ментальность.

Процесс трансформации имиджа бренда был запущен в 2012 году в Москве, он длится и сейчас. Но имидж складывается не только из дизайна машин. Мы интенсивно трудимся и с качеством всех отечественных машин.

По мере продвижения вперед употребляются новые разработки, новые платформы. Мы уже обновляем, освежаем бренд, улучшаем его восприятие.

— Лично для вас – какой автомобиль LADA сейчас выглядит самый привлекательно?

— Для меня – это LADA 4х4, автомобиль-икона. Спросите любого европейца, он в обязательном порядке назовет данный автомобиль.

Автомобиль, что люди не забывают и знают, а ведь ему уже 35 лет. И наряду с этим он все равно выглядит достаточно современно из-за базисной концепции, неспециализированных пропорций.

— Возьмёт ли LADA 4×4 черты XRAY?

— LADA 4х4 до сих пор остается весьма успешной моделью. Да, как в любом втором отечественном автомобиле, в нем будет обновление.

Но пока в приоритете другие машины LADA. Или те, каковые необходимо освежить, или полностью новые продукты.

«АвтоСреда»

Университет машиностроения — Стив Маттин (основной дизайнер АВТОВАЗ) Часть 1


Похожие статьи, подобранные для Вас: