Володина виктория семеновна

Система упражнений, разработанная опытным специалистом-логопедом, призвана не только своевременно выявить речевые недостатки ребенка, но и подсказать, как правильно их устранить.

Наш адрес в Интернете: www.rosman.ru Володина В. С.

В68 Альбом по развитию речи. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. — 95 С.

Альбом по развитию речи предназначен для занятий с детьми 3 — 6 лет. Он будет полезен при обследовании речи дошкольников. Упражнения пособия помогут развить мышление и воображение, научат устанавливать причинно-следственные связи, находить сходство и различие между предметами.

В альбоме дана не только система необходимых ребенку знании, но и показано, как работать с материалами, как помочь ребенку понять и усвоить определенную тему. К каждой теме даны советы и пояснения для родителей.

Это полезное пособие не только для родителей, но и для учителей-логопедов, воспитателей массовых групп, оно может стать основой успешного обучения в школе.

ISBN 978-5-353-01505-5 © Оформление, иллюстрации.

ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дорогие родители! Начиная занятие, сами проявите заинтересованность.
Альбом по развитию речи предназначен для занятий с Создайте положительный эмоциональный настрой и спокойную
детьми 3 — 6 лет. Он поможет понять, правильно ли гово-
рит ваш ребенок: достаточен ли запас слов, которые он обстановку. Занятия проводите не от случая к случаю, а достаточно
употребляет, правильно ли он связывает их между собой и регулярно. Не занимайтесь долго. Когда вы почувствуете, что ребенок
произносит, как разбирается в окружающем. стал менее внимательным, прекратите занятие или перейдите к
Ребенок овладевает речью с помощью слуха. Сначала другой теме. Однако в следующий раз вернитесь к упражнению, на
он учится понимать обращенную к нему речь, а потом начи- котором остановились. Проверьте, хорошо ли помнит ребенок уже
нает говорить сам. Поэтому следует оберегать слух от известное. Время от времени повторяйте пройденные темы. Не
сильных звуковых воздействий (не включать на полную забывайте похвалить ребенка. Почаще задавайте вопрос «Почему?».
мощность телевизор или музыку), вовремя вылечивать Не раздражайтесь, если ребенок понял вас не с первого раза.
органы слуха, не допускать хронических насморков. Помогите наводящими вопросами. Наберитесь терпения!
К трем годам, как правило, ребенок интенсивно К каждой теме даются советы и пояснения для родителей. В
набирает словарь, начинает говорить фразами. альбоме дана не только система необходимых ребенку знаний, но и
Одновременно с развитием речи развивается мышление и показано, как нужно подходить к материалу, как помочь понять и
воображение ребенка. Внимание, память, мышление — усвоить определенную тему. Приводится также много упражнений,
основы, на которых строится речь. помогающих развитию мышления, умению устанавливать причинно-
Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внима- следственные связи, сходство и различие между предметами.
ние на собственную речь: она должна быть четкой и внят- Материалы подобраны на основе программы логопедических групп
ной. Не говорите с ребенком громко, не говорите быстро. детского сада, а также многолетнего опыта работы автора в этих
Встречая в альбоме знакомые предметы, ребенок с по- группах.
мощью взрослого устанавливает связи между ними, учится Альбом может служить полезным пособием не только для
передавать словами увиденное. У него растет активный родителей, учителей-логопедов, работающих с дошкольниками, это и
словарь (слова, которые он употребляет в речи), нормали- база для успешного обучения в школе.
зуется грамматический строй, произношение. Особенно полезен он будет при обследовании речи дошкольников.
Учитывая возраст и уровень речи ребенка, начинайте за- Много нужного найдут в нем и воспитатели не только логопедических,
нятие с самого знакомого материала, например с темы но и массовых групп.
«Игрушки». Затем переходите к более сложным упражне- В добрый путь! И больших вам успехов!
ниям.

Назови фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. Обведи пальчиком каждую фигуру. Повтори названия. Какого цвета эти фигуры?

Посмотри на эти фигуры и найди, что ты видишь в комнате: круглое, квадратное, треугольное, овальное, прямоугольное.

Ребенок трех лет должен знать основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Дети постарше должны разли-чать оттеночные цвета: черный, белый, серый, коричневый, светло-коричневый, голубой, розовый, оранжевый, ло-зеленый, бордовый, фиолетовый, сиреневый.

Помогите ребенку найти предметы знакомой формы. (Круглая тарелка, блюдце; прямоугольная дверь, полотенце, стол; овальная ладонь, лицо; треугольный нос; квадратный носовой платок.)

Как можно назвать одним словом все предметы, нарисованные на картинках?

Скажи, для чего нужны игрушки.

Занимаясь с ребенком, всегда старайтесь использовать в упражнениях хорошо знакомые ему предметы. Например, скажите ребенку: «Дай большой мяч», «Дай маленький мяч» или «Покажи глаза у мамы, у куклы, у мишки» и т. д.

Назови каждый предмет. Как можно назвать одним словом все эти предметы?

Где растут фрукты? (В саду.) Что делают из фруктов?

Назови фрукты овальной формы. Назови фрукты круглой формы.

Назови жёлтые фрукты. Назови оранжевые фрукты.

Какие фрукты сладкие? Какие кислые?

Назови каждый предмет. Назови все предметы одним словом. Где растут овощи? (На грядках в огороде.) Что делают из овощей? Назови овощи круглой формы. Назови овощи треугольной формы. Назови овощи овальной формы. Назови овощи зелёного цвета. Назови овощи красного цвета. Назови овощи оранжевого цвета.

Пришёл зайчик в сад-огород набрать овощей для борща и фруктов для компота.

Пришёл… и очень удивился. Что он увидел?

Посмотри на картинку и помоги зайчику найти нужные овощи и фрукты. На своих ли местах они растут? Что перепутал художник? Где на самом деле должны расти овощи, а где фрукты? Расскажи, что должен сделать зайчик, чтобы сварить борщ и компот.

Спросите ребенка, какой рисунок в каждом ряду не подходит к остальным. Почему?

Объяснения могут быть разными: стол, стул, кровать — мебель, а груша не мебель — фрукт; медвежонок, лошадка, кукла — игрушки, а лиса — настоящая (животное); платье, шорты, носки — одежда, а ребенок — не одежда, он ее носит; клубника, земляника и банан растут, а сыр не растет; футболка, сарафан, купальник -летняя одежда, а куртку носят, когда холодно; воробей, голубь, ворона — зимующие птицы, а скворец — перелетная.

Закройте чистым листом бумаги ряды картинок, с которыми вы не работаете в данный момент.

Рассмотри картинки. Что ты видишь на них? Когда это бывает? Почему ты так думаешь? Назови признаки каждого времени года. Что в это время делают люди? Как одеваются? Как ведут себя животные?

Как ты представляешь себе:

«Какого цвета лето?» (Зелёного.)

«Какого цвета осень?» (Жёлтого, оранжевого.)

«Какого цвета зима?» (Белого.)

«Какого цвета весна?» (Голубого.)

Рассмотри рисунки. Когда это бывает? Почему ты так думаешь?

Старший дошкольник должен понимать вопрос «Какое время суток?». Можно связать время суток с распорядком дня: «Мы просыпаемся утром, играем днем, смотрим телевизор вечером, а спим ночью».

Попросите ребенка составить четыре предложения со словами: утром, днем, вечером, ночью. Предложите ему

перечислить названия времени суток в обратном порядке: ночь, вечер, день, утро.

Запомни названия дней недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Дети должны понимать вопрос «Какой сегодня день недели?». Объясните, что понедельник — первый день недели, вторник — второй день недели, среда — третий день, середина недели, четверг — четвертый день, пятница — пятый день, суббота — шестой день, воскресенье — седьмой. Всего в неделе семь дней. Когда ребенок усвоит порядок дней, попросите его назвать дни недели в обратном порядке — от воскресенья до понедельника.

Слова вчера, сегодня, завтра объясните, используя названия дней недели. Например: «Сегодня понедельник, а какой день был вчера?» — «Воскресенье». -« Давай еще раз вспомним, какой сегодня день». — «Понедельник». -«А какой день будет завтра?» — «Вторник». Спросите ребенка, что он делал сегодня, вчера, что собирается делать завтра. Например: «Завтра я пойду в гости» и т. д.

Объясните слова рано, поздно: «Летом солнышко встает рано и заходит поздно».

Слова всегда и никогда также объясните на примерах: «Летом листочки на деревьях всегда зеленые», «Я всегда

чищу зубы перед сном», «Корова никогда не ест мяса», «Собаки никогда не летают». (Задайте вопрос: «Почему?»)

Объясните ребенку слова долго и быстро. Например: «Строить домик из кубиков долго, а разрушить его можно

быстро».

Придумайте свои примеры со всеми этими словами.

Рассмотри рисунки. Скажи, кто (или что) находится спереди (впереди), сзади, посередине, справа и слева.

Попросите ребенка указать, где находятся собачка, ваза, дети. Например: «Собачка бежит впереди мальчика», «Со-бачка бежит за мальчиком (сзади)» и т. д. Если ребенок затрудняется, помогите ему наводящими вопросами.

Занимаясь с ребенком, обязательно сядьте рядом так, чтобы ваша правая рука была с той же стороны, что и правая рука ребенка.

Затем спросите, кто на рисунке стоит справа от мамы, а кто слева от нее.

Дайте поручение встать впереди другого ребенка или предмета; позади него; встать справа, слева от другого ребенка или предмета; встать посередине комнаты.

Попросите ребенка подойти ближе к окну, встать дальше от него и т. д.

Рассмотри рисунки. Скажи, кто (или что) находится дальше, ближе, выше, ниже.

Обратите внимание на то, как ребенок

Дети часто затрудняются в употреблении предлогов над, из-за, из-под, со, между. (Предлог между употребляется в значении посередине.) Обратите внимание ребенка на согласование слов после употребления этих предлогов. В младшем возрасте дети иногда не употребляют даже предлоги в и на.

Потренируйтесь на аналогичных примерах. После предлога со обязательно должно стоять слово со стечением согласных (со стола, со Светой, со Славой, со сковороды).

Назовите один предмет и попросите ребенка назвать много таких же предметов. Свое задание вы можете начать так: «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много». Например: «У Тани карандаш, у Пети карандаш. Что есть у Тани и у Пети?» — «Карандаши», — должен ответить ребенок.

Образование множественного числа существительных вызывает у некоторых детей затруднения, т.к. изменяется не только окончание (тарелка — тарелки), но и само слово (ухо — уши). Если ребенок затрудняется, поупражняйтесь на собственных примерах.

Рассмотри картинки и скажи, кто что делает (например, «Девочка бежит», «Девочки бегут»).

Внимательно следите за окончаниями слов и словосочетаний, которые образует ребенок.

Рассмотри картинки и скажи, что делают мальчик, девочка и кошка.

Обратите внимание ребенка на то, как изменяется значение слова, если к нему прибавляется приставка. Спросите, например, что нужно сказать, если папа возвращается домой с работы («папа пришел»), когда он уходит из дома на работу («папа ушел»). «А что сделал мальчик, на пути которого оказался камень?» («Он его обошел»).

Попросите ребенка самостоятельно образовать глаголы с приставками. Проговорите, что нужно сделать и как ска-зать, если: оторвалась пуговица — пришить; появилась дырка — зашить; пояс у платья пришит не на месте — перешить; хотим украсить платье — вышить.

После вашего объяснения ребенок должен сам назвать эти слова (употребить приставки).

Объясните ребенку, что вопрос «Кто это?» ставится в том случае, когда предмет, о котором идет речь, может самостоятельно передвигаться. Спросите ребенка, какой вопрос нужно задавать к словам самолет, автобус — ведь эти предметы передвигаются, но только в том случае, когда ими управляет человек. Или, например, дерево живое, а мы спрашиваем о нем: «Что это?»

Помогите ребенку наводящими вопросами.

Если у вас есть «Лото на четырех языках» или подобное ему, предложите ребенку выложить слева картинки с изоб-ражениями предметов, отвечающих на вопрос «Кто это?», а справа — картинки с изображениями предметов, отвеча-ющих на вопрос «Что это?». Получится два столбика рисунков (первую картинку в каждом столбике вы можете поло-жить сами). Повторите эту игру. В зависимости от того, как ребенок понял материал, он сможет без вашей помощи выкладывать рисунки и сам находить свои ошибки.

Если он хорошо усвоил материал, предлагайте ему названия предметов, а он сам скажет, как можно спросить о них «Кто?» или «Что?». В эту игру можно играть двум детям под руководством взрослых. Дети проверяют друг друга.

Этот материал не сложно понять, если хорошо усвоен предыдущий. Спрашивайте ребенка (после того, как рас-смотрите пару действий): «Кто еще может бежать?», «Что еще может бежать?» (Речка, время.) «Идет что?» (Снег, дождь.) «Летит кто?» (Бабочка, муха.) «Летит что?» (Вертолет, ракета.) «Висит кто?» (Спортсмен на турнике.)

«А к кому можно применить слова читает, угощает, вышивает?» Пусть ребенок сам придет к выводу, что эти дей-ствия может делать только человек (в данном случае можно поставить только вопрос «Кто?»).____________________

Спросите ребенка: «Как еще можно сказать про мальчика (он, она или оно)?» В зависимости от ответа предложите заменить слово мальчик на слово он. Дети часто затрудняются в замене существительных местоимениями, указыва-ющими на род предмета. Помогите ребенку словами мой, моя, мое, мои. «Чей мальчик?» — «Мой». (Он — мой, она -моя, оно — мое, они — мои.)

Поупражняйтесь в замене существительных местоимениями. Если ребенок будет легко заменять любое названное существительное нужным местоимением, значит, он усвоил материал.

Поиграйте с ребенком: ориентируясь на хорошо знакомые ему предметы, попросите придумать слово, про кото-

рое можно сказать: он (мой) — мяч, она (моя) — ложка, оно (мое) — яблоко, они (мои) — туфли.

I

Любые части всегда следует показывать на целом предмете.

Ребенок должен знать слово автомобиль. Спросите его: «Какие бывают автомобили?» (Грузовые и легковые.) «Чем они отличаются друг от друга?», «Кого и что они возят?».

Рассмотрите с ребенком рисунки. Выясните, все ли предметы ему знакомы. Затем поиграйте в такую игру: «Я буду

называть, что тут нарисовано, а ты говори мне, какого цвета этот предмет». Например, взрослый говорит: «Шар».

Ребенок отвечает: «Синий». Взрослый говорит: «Ваза». Ребенок отвечает: «Синяя» — и т. д.

Обратите внимание на то, как ребенок согласует название предмета с названием цвета. Если он ошибается, нужно обязательно его поправить. Поиграв с предметами синего цвета, говорим: «А теперь у нас все красное», и игра продолжается по предложенному образцу.

Можно попросить ребенка найти, например, красные предметы в комнате, в одежде окружающих. Называть цвета нужно в сочетании с названием предмета: красный фартук, красная кофта и т. д. Прилагательное всегда стоит перед существительным.

Попросите ребенка объяснить, для чего нужны эти предметы. Пусть он обоснует их необходимость. Например, взрослый спрашивает: «Для чего нам холодильник?» Ребенок отвечает: «Чтобы хранить продукты». Взрослый продолжает: «А почему в холодильнике они лучше сохраняются?» — и т. д.

Скажи, из чего сделаны все эти предметы.

Предложите ребенку рассмотреть рисунки и ответить одним словом, из чего сделаны изображенные на них предметы. Например, кастрюля из металла — металлическая, шарик из резины — резиновый, сумка из кожи — кожаная, ручка из пластмассы — пластмассовая, шапка из меха — меховая и т. д.

Внимательно следите за тем, как ребенок образует новые слова с помощью суффиксов. Это часто вызывает у детей затруднения.

Спросите ребенка: «Какое варенье варят из яблок?» (Яблочное.) «Какой сок делают из винограда?» (Виноградный.) Если дети затрудняются, надо подсказать правильные ответы и почаще их повторять.

Попросите ребенка отвечать на вопросы полными предложениями. Следите за правильным согласованием. Собачка увидела белку на дереве. Мальчик несет грибы. Дети рисуют. Мальчик рисует дом. Девочка рисует ежика. Спросите ребенка, что он любит. Кого он любит? Нужно придумать два отдельных предложения. Поиграем! На кого я смотрю? На что я смотрю? Сначала угадывает ребенок, потом взрослый.

Просите ребенка отвечать на вопросы полными предложениями. Например: «Мама говорит о собачке», «На девочке красивое платье», «Мальчик катается на самокате». Следите за правильным построением предложения.

Проверьте, правильно ли ребенок отвечает на вопросы.

(«Мальчик наливает молоко кошке», «Мальчику трудно нести чемодан», «Девочка пришивает пуговицу к кофте», «Девочке нельзя есть конфеты», «Кошка мешает вязать бабушке», «Собачка бежит к мальчику».)

Следите за тем, чтобы ребенок отвечал на вопросы полными предложениями, например: «Чем копают грядки?» (Грядки копают лопатой.) Ответы на следующие вопросы ребенок дает по предложенной модели самостоятельно: «Чем вытираются после купания?», «Чем забивают гвозди?», «С чем ходят на рыбалку?», «С кем ты любишь играть?». Предлагайте свои вопросы.

Обратите внимание на ответы, которые даст ваш ребенок. Следите за тем, чтобы он отвечал полными предложениями. Например: «В лесу много деревьев», «В доме много окон», «На дереве много гнезд». Попросите сказать, чего нет (или мало), например: «У меня нет книги», «В городе мало птиц». В случае затруднения помогайте наводящими вопросами. Родительный падеж множественного числа — один из самых трудных по словообразованию. Здесь даны не только простые формы, но и самые сложные, в образовании которых чаще всего дети ошибаются. Нужно неоднократно повторять и просто заучить: окна — окон, кресла — кресел, ножи — ножей, деревья — деревьев, карандаши — карандашей.

Можно предложить ребенку пересчитать до пяти каждый из предметов: пень, яйцо, сын, дочь, куст, ведро, день, полотенце, блюдце, кольцо, палец, платье.Сначала считайте вместе. Затем попросите назвать предметы с числами 2

и 5, например: «Одно блюдце». Ребенок продолжает: «Два блюдца, пять блюдец» и т. д. Таким образом, заучивая правильные формообразования, вы одновременно повторяете согласование существительного с числительным. Такие сложные упражнения делайте в несколько приемов.

Обратите внимание ребенка на то, что количество предметов одинаковое, а говорим о них по-разному (один огурец, одна морковка, одно яблоко).

Рассмотрите петуха, изображенного на рисунке. «Про что у петуха можно сказать одна?» (Одна голова, одна бородка.) «А про что можно сказать два?» (Два крыла, два глаза.) «Про что можно сказать один?» (Один хвост, один клюв.) «А чего у петуха много?» (Перьев.)

Пересчитай по рядам, сколько предметов изображено на каждом рисунке.

Отвечая на вопрос «Сколько?», нужно пересчитать с ребенком изображенные предметы и попросить обязательно их назвать. Обратите внимание на то, что слова, их обозначающие, будут изменяться, когда встанут рядом с числами 2 и

5.Чтобы еще раз в этом убедиться, нужно пересчитать предметы, изображенные на рисунках.

Этот материал труден для усвоения, поэтому измененные слова нужно неоднократно повторять и даже заучивать.

Поговорите с ребенком о том, как умеют передвигаться другие животные, птицы, насекомые. Например, белый медведь умеет хорошо плавать, ходит, бегает. Страус совсем не умеет летать, зато очень быстро бегает. Пингвин тоже не умеет летать, но прекрасно плавает. Обезьяна прыгает по деревьям. Божья коровка ползает и летает, как многие другие насекомые.

Названия действий с окончанием -ся указывают на то, что мальчик (девочка) делает все самостоятельно — для себя.

Попросите ребенка показать, на какой картинке девочка моет куклу, а на какой уже вымыла.

То же самое сделайте с другими парами картинок. Ребенок должен понимать, что делается сейчас, а что уже сде-

Лано.

Рассмотрите с ребенком картинки (слева направо) и спросите, что делает мама. Дифференцирует ли он эти действия? Если ребенку все понятно, можно спросить, например: «Из чего можно шить?», «Из чего можно вязать?». «Что можно чистить?» (Рыбу, картошку, ковер, ботинки, платье, кастрюлю, снег.) Попросите придумать предложения со словом чистит, например: «Мама чистит картошку ножом», «Папа чистит ковер пылесосом» и т. д.

Девочку и мальчика зовут одинаково. Задайте ребенку вопросы: «Отгадай, о ком я говорю? Почему ты так

Попросите ребенка описать предмет, подбирая к существительным прилагательные. Подсказывайте, задавая воп-росы: «Какого цвета?», «Какой формы?», «Какой на вкус?», «Какой на ощупь?» (О лимоне.) О лисе можно спросить: «Какая по характеру?», «Какие у нее повадки?». (Ловкая.) «Чем питается?» (Хищная.)

Любой предмет можно описать (устно) по подобной схеме. Попрактикуйтесь на собственных примерах.

Сравни свойства и качества предметов.

Рассмотрите с ребенком рисунки слева направо (каждый ряд отдельно) и спросите, чем различаются изображенные на них предметы.

Прочитайте ребенку сказку «Три медведя». Выделите голосом сравнения, приведенные в сказке: большой медведь -Михайло Иванович, поменьше — Анастасия Петровна, самый маленький — Мишутка.

Сравните предметы, начиная от меньшего к большему (например, играя с матрешками, указывайте сначала на маленькую матрешку, затем на матрешку побольше и, наконец, на самую большую). Придумайте собственные

Предложите ребенку сыграть в игру под названием «Скажи наоборот»: «Я тебе скажу: хорошо, а ты говори наоборот-плохо».Предлагайте следующие пары:чистый — грязный, больной — здоровый, жарко — холодно, смеется — плачет, холодный — горячий, мокрый — сухой, светлый — темный.Набор пар можно увеличить.

Показывая ребенку вещи членов семьи, можно спросить: «Чья это расческа?», «Чье это полотенце?», «Чьи это брю — ки?» Чей шарф?» Ребенок должен ответить полными предложениями, правильно согласуя слова: «Это Танина расческа», «Это Петино полотенце» и т. д. Прилагательное обязательно должно стоять перед существительным.

Эта тема очень трудна для усвоения, т. к. суффиксы, образующие притяжательные прилагательные, очень разнооб-разны. Попросите детей образовать притяжательные прилагательные из следующих сочетаний: грива льва — львиная; лай собак — собачий; рога оленя — оленьи; гнездо орла — орлиное, панцирь черепахи — черепаший; пасть щуки -щучья.

Обратите внимание, правильно ли ребенок образует новые слова. Поправьте его, если нужно.

Поговорите с ребенком о каждой профессии. Расскажите, что врачи, например, бывают разные: те, которые лечат детей, называются педиатры. Зубы лечат стоматологи (зубные врачи). Операции делают хирурги. Учителя учат детей в школе, воспитатели — в детском саду и т. д. Расскажите и о других профессиях. Знают ли дети, кому что нужно для работы? Художнику — краски, кисти; футболисту — мяч и т. д. Прочитайте ребенку книгу стихов В. Степанова «Профессии».

Детям 3 — 4 лет достаточно узнавать домашних птиц и их детенышей, называть их и уметь подражать их голосам.

Спросите ребенка, почему этих птиц называют домашними. Кто как подает голос? Что эти птицы дают людям? (Куры -яйца и мясо; утки — яйца и мясо и еще пух. Гуси — мясо и пух. Все перовые подушки набиты утиными и гусиными перьями. Теплые куртки также делают на пуху уток и гусей. Утки и гуси живут около воды и очень любят плавать.)

Найди сходство и различие предметов.

Сравнивать следует предметы одного класса (столы со столами, книги с книгами). Помогите ребенку найти знакомые ему одинаковые предметы вокруг себя. Затем подумайте, какие предметы могут быть разными. И наконец, найдите похожиепредметы, у которых совпадает только один признак, например цвет. Придумайте предложения с этимисловами. Добивайтесь полного понимания и усвоения материала.

Рассмотрите с ребенком картинки. Спросите, какое сходство есть у ели и сосны (деревья, вечнозеленые, хвойные). А различия?(Цвет ствола, форма кроны.У ели иголочки короткие, а шишки большие. У сосны иголочки длинные, а шишкималенькие.) Поговорите о грибах. (Подосиновик и мухомор — грибы. У них красные шапочки.) Это сходство. А в чем различие? (Подосиновик — съедобный гриб, а мухомор — ядовитый.)

Автобус и троллейбус. (Сходство: это транспорт, перевозит людей, у них похожая форма. Различие: у автобуса мотор работает на бензине, а у троллейбуса — на электричестве. Автобус может ехать по любому маршруту а троллейбус по определенному.) Спросите ребенка: «Почему?»

Поупражняйтесь с ребенком в поиске родственных слов.

Зима — зимы — зимушка — зимний — зимовка — зимующий.

Огород -Цветок —

Разберите с ребенком каждое слово. Из каких слов оно состоит? Есть и другие сложные слова, знакомые детям:

телефон, магнитофон, микроскоп, телевизор и т. д., но они образованы от иностранных слов.

Попросите ребенка повторить за вами сложные слова. Если ребенку трудно, повторяйте каждое слово несколько раз, делите его на слоги. Стремитесь к тому, чтобы отчетливо проговаривался каждый звук. Если ребенок справляется

с заданием, добавьте следующие слова: аэродром, электричество, температура, сувенир, строительство, велосипедист, экскурсовод.

Какой звук слышишь в начале слова?

Какой звук слышишь в конце слова?

Прочитайте каждое слово сами, выделяя голосом нужный звук. Не огорчайтесь, если ребенок ошибается. Повторите слово несколько раз.

Предложите повторить за вами и другие слова, в которых содержатся трудные для него звуки. Например: С — солнце, сумка; Сь — василек, сено; 3 — зонт, зубы; Зь — корзина, зима; Ц — цапля, огурец; Ш — шалаш, шишка; Ж — лыжи, лужа; Ч — часы, мальчик; Щ — плащ, щека; Л — лапа, кулак; Ль — лента, лестница; Р — работа, рубашка; Рь — секрет, рисует; Й — йод; Я — ящерица; Ё — ёлка; Ю — юбка и т. д.

Что случилось с самокатом? Почему он сломался? Можно ли кататься на самокате по плохой дороге?

Составь рассказ по картинке, используя примерный план:

1. Когда дети пришли в лес?

2. Как они одеты?

3. Что у них в руках?

4. Что (кого) они видели в лесу?

5. Что они принесут из леса домой?

Подумай, как будет выглядеть тот же лес зимой.

Как будут одеты дети? Во что они будут обуты?

Что нарисовано на каждой картинке? Составь небольшой рассказ. Скажи, почему заболели эти дети.

В своих ответах можно использовать следующие слова: промочить ноги, простудиться, сосулька, немытые овощи. Из рассказов ребенка вам станет ясно, понимает ли он причинно-следственные связи, т. е. что неверные поступки ведут к плачевным результатам.

Таня и кукла.

Мама подарила Тане боль-

шую куклу. Таня очень любила

куклу. Шила ей платья, ходила

с ней гулять. Вечером пела песенки.

Ж.

Осенью у ежей мало добычи. По-прятались в землю яркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек.

В ясные осенние дни готовит себе ёж тёплое зимовище, таскает в нору сухие листочки и мягкий мох.

Скоро он заберётся в логово на всю долгую зиму.

(По И. Соколову-Микитову)

Бишка. Мы — ваши друзья!

«А ну-ка, Бишка, прочти, что

в книжке написано!» Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла.

«Не моё, — говорит, — дело книжки читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, волков да воров пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу — бу-дет с меня и этого».

(По К. Ушинскому)

Пришла зима. Многие птицы уле-тели на юг. А мы — воробьи, синицы -остались с вами в городе.

Голодно нам, а еда под снегом. Не удивляйтесь, что мы ещё с осени начинаем носами в окна стучать. Мы напоминаем вам: вы слушали весной наши песни; осенью ели груши, яблоки. Это мы сады охраняли. Теперь ваш черёд. Помогите нам!

(А. Аксёнова)

Прочитайте и обсудите с ребенком каждый текст. Попросите его пересказать сначала легкие и короткие тексты, а затем — более сложные.

Для чего нужны руки.

Спросил как-то дедушка внука:

— Для чего, Петя, людям нужны руки?

— Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.

— А ещё для чего? — спросил дед.

— Чтобы ложку держать.

— А ещё?

— Чтобы кошку гладить.

Долго отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по маминым, папиным, по трудовым рабочим рукам, ко-торыми вся жизнь, весь белый свет держится.

(По Е. Пермяку)

Зеркальце.

Девочка потеряла на лужайке зеркальце.

Скакал мимо заяц.

— Ой, — заверещал он, посмотрев в зеркальце, — мой портрет!

Спрыгнула с дерева белочка, поглядела в зеркальце и пискнула:

— Это мой портрет!

Прилетела ворона:

— Кар! — каркнула она. — Мой портрет! Но тут прибежала лиса.

БОЛЬШОЙ альбом по развитию речи. Батяева, Савостьянова, Володина


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: